Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияЮрий Гиренко: День рождения буржуев
Среди множества дат, на которые богат август, для России важнее всего две. Это 19 августа – день самоубийства СССР в 1991 году. И 17 августа – день рождения русской национальной буржуазии в 1998-м.
Понимаю, что со вторым утверждением не все согласятся. Многие скажут, что буржуазия – неправильный термин, устаревший, марксистский и т.д., что в XXI веке структура общества не такая, как в XIX. Однако лучшего названия для людей, профессионально занимающихся бизнесом и сознающих свою социальную роль, пока не придумали.
Другие не согласятся с утверждением, что буржуазия появилась только в 1998 году. Ведь до этого были либерализация и приватизация, а частные предприниматели появились еще при Горбачеве. И это правда. Многие из тех, кого сегодня можно назвать национальной буржуазией, начинали свой бизнес задолго до 1998-го.
России нужна буржуазная партия. Иначе нашу политику и дальше будут захлестывать волны популизма
Однако бизнес до 17 августа выглядел иначе – и воспринимался обществом резко негативно. Не то чтобы сегодня общество пылало к предпринимателям горячей любовью – но их работа стала выглядеть нормальной и даже респектабельной.
Крушение «пирамидальной» версии нового русского капитализма привело – и довольно быстро – к радикальному изменению облика и социальной роли бизнеса. Вдруг оказалось, что бизнес – это не только и не столько распилы и торговля воздухом, но и заводы с фабриками. Нет, для некоторых так было и раньше – но только для некоторых.
Поэтому я и говорю, что национальная буржуазия – укорененная в стране, имеющая те же интересы, что и страна, – родилась 17 августа 1998 года.
Однако от рождения до зрелости немалая дистанция. За 9 лет национальная буржуазия стала значительной социальной силой. Точнее сказать, значительной социальной группой, которая имеет колоссальный потенциал. Но вот реализовать этот потенциал ей пока не удается.
В течение последнего года организация «Деловая Россия», объединяющая самую продвинутую часть буржуазии, пыталась выработать собственную идеологию |
Не удается потому, что ей не очень дают: и бюрократия, и остатки олигархата стараются держать новый бизнес подальше от политики. Но еще больше тормозит развитие национальной буржуазии она сама.
Как правило, современный русский буржуа старается держаться подальше от общественно-политической жизни. Максимум – демонстрирует лояльность действующей власти и спонсирует ее мероприятия. Те же, кто сделал следующий шаг и занялся политикой, стесняются быть буржуазией.
В течение последнего года организация «Деловая Россия», объединяющая самую продвинутую часть буржуазии, пыталась выработать собственную идеологию. И практически все предприниматели, участвовавшие в этом процессе, наотрез отказались от самоназвания «буржуазия».
Почему? Не захотели отделять себя от остальной части общества. Хотя какое же самоопределение без обособления?.. Но боится буржуазия обособления. Потому что полагает, что ее мало и люди ее не любят. И, соответственно, если встать на защиту собственных интересов, то народ не поймет…
Буржуазия не верит в свои силы. И некому ее вдохновить. Эксперты, журналисты, а особенно политики сами уверены, что Россия – левая страна, что надо отстаивать социальную справедливость и т.д., и т.п.
Единственная из политических партий, включающая в свою программу и политику буржуазные ценности, – «Единая Россия», но она не может и не должна быть чисто буржуазной партией. Традиционные либеральные партии – «Яблоко», СПС, ДПР – предпочитают интеллигенцию. На интеллигенцию предпочитает ориентироваться и молодая «Гражданская сила», в начале заявившая о своей правизне…
России нужна буржуазная партия. Иначе нашу политику и дальше будут захлестывать волны популизма. А самая динамичная часть российского общества так и останется на обочине политической жизни.
Хочется верить, что это не навсегда. Разумеется, на выборах 2007 года национальная буржуазия будет еще играть скромную роль. Однако в дальнейшем она просто обязана расправить плечи и занять причитающееся ей место. Для этого России должно хватить и суверенитета, и демократии.