В один прекрасный для Америки день она переведет всем держателям «трежерис» свои криптоденьги, которые могли быть куплены ею еще на заре работы системы за сущие копейки. Или (что более вероятно) во времена первого правления Трампа.
9 комментариевЛеонид Радзиховский: Неуместные собрания
Достоевский любил описывать «неуместные собрания» – безобразные сцены, скандалы, нелепые выяснения отношений, в общем, расхристанный бардак. А «неуместными» у него оказывались, как на подбор, все собрания.
Как герои сойдутся, обычно с самыми лучшими заявленными вслух намерениями, так тотчас и дикий скандал. Отчего же так? Да так уж… Такие, видно, герои.
Впрочем, это не только с героями Федора Михайловича такие чудеса случались.
Такими же «неуместными собраниями» полны и «Мертвые души».
И объяснение Гоголь приводит. Грех не процитировать.
Истинно, любое собрание без единого начальника у нас превращается в неуместное собрание по Достоевскому
«В собравшемся на сей раз совете очень заметно было отсутствие той необходимой вещи, которую … называют толком. Вообще мы как-то не создались для представительных заседаний. Во всех наших собраниях, начиная от крестьянской мирской сходки до всяких возможных ученых и прочих комитетов, если в них нет одной главы, управляющей всем, присутствует препорядочная путаница. Трудно даже и сказать, почему это, видно, уже народ такой, только и удаются те совещания, которые составляются для того, чтобы покутить или пообедать… А готовность всякую минуту есть, пожалуй, на все. Мы вдруг, как ветер повеет, заведем общества благотворительные, поощрительные и невесть какие. Цель будет прекрасна, а при всем том ничего не выйдет».
Надеюсь, читатель уже понял, что непосредственный повод для написания этой заметки – неуместное собрание «Другой России».
Половина не пришла – Касьянов, Рыжков, Сатаров, Алексеева, Аузан…
Кто пришли, те и пошли кто в лес, кто по дрова. Лимонов по-прежнему за Касьянова, а вот Каспаров – ну, даже не сразу так и поймешь, за что и за кого он выступает. Может, и сам не до конца понимает, какова его «плодотворная дебютная идея»… Ну, во всяком случае, он за свободу, какой еще и свет не видал – так, наверное. Но всех, кажется, перещеголял Илларионов. Он предложил в выборах Думы и президента не участвовать («жить не по лжи»), но… участвовать! Вот такая диалектика непростая. Вроде провести свои, альтернативные социуму, так сказать, выборы. Кто, кого, где (в какой такой стране) и для чего выбирать будет – этого он и сам не знает. «Над этим и надо работать». Вот такое в своем роде интересное предложение. Что ж, пусть поработает…
Ругать ДР так легко – во всех отношениях, – что стыдно. Да, сразу длинный ассоциативный ряд: пикейные жилеты, Союз меча и орала, отцы русской демократии… Ну, да, да, вот такие они… Как говорится, не поручишь ни украсть, ни охранять – все провалят.
Но справедливости ради – разве их куда более солидные «оппоненты», скажем, заседающие в Думе, СФ, лучше? Солиднее? Надежнее?
Да ни в одном глазу! Просто одни в мундире, другие – без мундира. Вот и все.
Тот же Касьянов – в мундире-то смотрелся орлом! Куда как лучше, чем многие нынешние министры. Он и без мундира сохранил и вальяжность, и снисходительную благожелательность, и даже особый «косноязычный шарм», верный признак Большого Начальника. Только вне «контекста мундира» все это смотрится донельзя бледно, а то и просто глупо – как карикатура на себя. Ну в самом деле, мундир стоит рядом с нацболами! Какое-то самоотрицание просто.
Ну-с, а окажись на месте Касьянова… ну, не будем о страшном, сами легко подставите на его место любого из сегодняшних министров, губернаторов, генералов штатских или военных, любого из сильных мира сего – что, лучше бы смотрелось?! Да только хуже! Чиновник без мундира – как куренок без перьев. Только в суп и годится. Вот в суп – почти невольно! – и попадает.
Истинно, любое собрание без единого начальника у нас превращается в неуместное собрание по Достоевскому!
И эта проблема – социальная, человеческая, философская, если хотите, – кажется мне куда более значимой, чем очередной фарс очередной «оппозиционной тусовки». Да, как говорили другие классики, пятаки надо взимать «с целью капитального ремонта Провала – чтоб не слишком проваливался». Не получается! Кто бы там ни давал «пятаки», провал продолжает проваливаться со страшной силой.
Что надо делать властям, чтобы оппозиция провалилась? Ничего. Только не мешайте – сами себя сожрут. Пока власти с ними, так сказать, борются (чуть не моторизованную дивизию посылают против пары сотен «несогласных»), они сплачивают оппозицию. Как только власти отступаются – оппозиция рассыпается и расплывается. Сразу начинается грызня амбиций, прикрытая всякими «словечками», а то и ничем не прикрытая – просто разногласия «по лидерскому вопросу».
Каспаров – ну, даже не сразу так и поймешь, за что и за кого он выступает. Может, и сам не до конца понимает, какова его «плодотворная дебютная идея» |
Но самое главное, еще и еще раз повторяю, – нечестно говорить о ДР и делать вид, что вот зато политики «этой России», любой «легитимной партии» хоть чем-то отличаются. Там драки идут в большей мере под ковром, народ более косноязычный и менее возбужденный, но по сути… По сути все то же самое.
Неспособность к самоорганизации и предрасположенность к спонтанной склоке-драке… Вот общая базовая проблема, объединяющая «другую» и «основную» Россию.
Получается, что и в оппозиции, и во власти может быть или порядок и «вертикаль» («кто палку взял – тот и капрал»), или порядочный хаос, который клубится все до того же самого момента – пока не появляется Начальство. И «чиновник, прибывший по именному повелению» оканчивает бардак и внешним толчком (пинком) вновь запускает действие, безнадежно запутавшееся в складках исторического занавеса.
Причем к содержанию идей, к идеологии это отношения не имеет. Провозглашаться могут наилиберальнейшие идеи… Но без жесткого дирижера хор не поет – ни «Боже, царя храни!», ни «Марсельезу».
Что же это, генетическая такая особенность российского человека, российской политической культуры? Подчеркиваю, именно российской, поскольку ей в равной мере подвержены все действующие в России политики, кто бы они ни были по национальности.
Да, опыт русской истории со времен пришествия варягов («Придите и княжьте нами, земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет») говорит ровно об этом. Общество или обломовски покорно и безразлично, или по-чацки (а то и вовсе по-репетиловски) трещит и искрит, но никакой общественной работы вести не может и не хочет. Для организации нужна внешняя административная воля.
Это общая проблема: партии не могут организоваться, а затем уже они не могут организовать «вокруг себя» общество. При этом лозунги гражданского общества людям нравятся – еще бы не нравились! Законность, отсутствие произвола, права человека, защита собственности – кому не понравится?
Только реализовать их никакие партии не могут. Остается уповать – а) на тягу мирового прогресса и б) на волю администрации.
Можно сколько угодно ненавидеть эту особенность «местного климата», издеваться над ней, тыкать в нее народ… Нельзя только одно – эту особенность игнорировать. То есть и игнорировать можно – кто ж помешает! Хотите зимой ходить босым – ваше право. Только не удивляйтесь последствиям.
А если не хотите попасть в это положение – читайте Гоголя, Достоевского, Толстого и делайте свои выводы.
Вывод же, по-моему, прост: да, русскому человеку необходимы права человека – мы такие же люди, как «там», на Западе. Но добывать эти права путем кропотливой демократической работы гражданского общества мы, увы, не могли и не можем.