Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
7 июня 2007, 20:48 • Авторские колонки

Павел Святенков: Президент на семь лет

Павел Святенков: Президент на семь лет

Сенсационное заявление Владимира Путина о вероятном продлении срока президентских полномочий до пяти, а то и до семи лет вызвало вал комментариев.

Например, по мнению главы Совета Федерации Сергея Миронова, «прибавить срок» главе государства возможно, но уже после 2008 года. Судя по тому, что Путин по-прежнему говорит, что уйдет в отставку после истечения нынешнего, второго президентского срока, вырисовывается любопытная картина.

Для чего нужно продление срока президентских полномочий? Высказываются разные версии. Первая – власти отменят всенародные президентские выборы, а главу государства станет избирать парламент. Мысль хороша, однако имеет ряд изъянов. Главный из них – государство наше держится за счет «признания» главы государства со стороны населения. Принцип монархический: выборы – это народная присяга на верность президенту-«царю». Глава государства, избранный парламентом, не будет иметь и доли той легитимности, которую имеет президент Путин.

Глава государства, избранный парламентом, не будет иметь и доли той легитимности, которую имеет президент Путин

Напомню, что Михаил Горбачев побоялся в 1990 году всенародных выборов президента СССР, предпочел гарантированно и безопасно получить власть на Съезде народных депутатов. Советский Союз распался через год. Никто не понимал, кто такой Горбачев и по какому праву он отдает приказы. Но национальные республики с их прямыми выборами президентов устояли.

Другое дело, если срок полномочий президента будет увеличен, но всенародные выборы сохранятся. Тогда получается следующее. Глава государства, избранный в 2008 году, будет править четыре года, поскольку закон обратной силы не имеет. А вот уже его преемник станет президентом на семь лет. Тогда получается, что в 2008–2012 годах нас ждет правление некоей переходной фигуры, которая в 2012 году передаст власть «истинному преемнику». Среди кандидатов в подобные переходные лидеры называют, например, Виктора Геращенко, которому в этом году исполнится 70 лет.

Но, главное, продление срока полномочий президента должно, по идее, вызвать конституционную реформу. Срок в семь лет до недавнего времени был характерен для французских президентов, полномочия которых сильно зависят от парламента. Если в парламенте есть пропрезидентское большинство, президент обычно является монопольным лидером нации. Если его нет, президенту приходится «сосуществовать» с оппозицией, которая и формирует правительство. Не кроется ли за идеей продления президентских полномочий программа превращения президента в некоронованного монарха, который царствует, но не правит, а самой России – в президентско-парламентскую республику?

Именно по такому пути пошел президент Казахстана Назарбаев. По его предложению в Конституцию Казахстана были внесены изменения, смысл которых состоит в том, что президент сохраняет контроль над силовыми структурами и государственной политикой в целом, но правительство формируется парламентскими фракциями. Зачем это нужно, спросит придирчивый читатель? Не лучше ли, если президентская власть будет по-прежнему почти неограниченна? Ведь так проще, понятно, кто начальник.

Заявление Владимира Путина вызвало вал комментариев
Заявление Владимира Путина вызвало вал комментариев
Однако неограниченная президентская власть (в политологии называемая «сверхпрезидентской республикой») таит в себе опасности. И главная из них – вопрос о преемнике. Если президент обладает почти безграничным могуществом, значит, вопрос о том, кто будет занимать верховное кресло, имеет первостепенную важность. Однако в обществе всегда куча разного рода групп, которые имеют обыкновение бороться друг с другом за власть и влияние. В случае сверхпрезидентской республики приход к власти кандидата от одной из групп автоматически означает ослабление всех других. Поэтому борьба за высший пост начинает приобретать откровенно нездоровый характер. Для того чтобы этого не происходило, нужно усиление парламента и формирование правительства с учетом мнения парламентских партий.

Казахстанцы, оказавшись перед лицом системного кризиса, связанного с уходом Назарбаева, с именем которого связана вся история независимого Казахстана, поняли это очень хорошо. Потому решено, что Назарбаев будет править в качестве «отца нации», но стоящие вокруг него группировки получат возможность заручиться поддержкой избирателей на выборах и прийти в парламент. Таким образом, устойчивость системы увеличивается.

Казахстан упомянут здесь не случайно, он в некотором роде является модельными государством для России. Например, еще на прошлых парламентских выборах здесь за власть боролись сразу две проправительственные партии. Сегодня аналогичную модель мы видим и в России, когда «Единая» и «Справедливая Россия» провозглашаются разными ногами единой партии власти.

Так что грамотное постепенное снижение полномочий президентской власти могло бы, пожалуй, принести пользу. Однако делать это надо осторожно. Пример Украины показывает, что ослабление власти главы государства не всегда ведет к торжеству парламентской демократии, чаще – к хаосу. Поэтому президент должен сохранить статус верховного модератора политического процесса. Просто его контроль над последним не должен быть тотальным.

..............