Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
19 июня 2007, 10:33 • Авторские колонки

Сергей Кудрявцев: Упрощенные вещи

Сергей Кудрявцев: Упрощенные вещи

Так получилось, что я оказался даже в более выигрышном положении, нежели члены жюри фестиваля «Кинотавр». Я смотрел в кинотеатре фильмы «Простые вещи» и «Груз-200» вместе с обычными зрителями как бы на сдвоенном сеансе.

И, несмотря на то что первая самостоятельная работа Попогребского (ранее он сделал «Коктебель» с Борисом Хлебниковым) звезд с неба не хватает, разница между ней и одиннадцатой по счету картиной Балабанова – как между небом и землей.

Дело даже не в разительном отличии тематики и не в пресловутом противостоянии «светлухи» и «чернухи», хотя яростные сторонники «Груза-200» пытались и «Простым вещам» приписать мрачноватый мотив насчет эвтаназии, фактически возникающий лишь на обочине сюжета.

Честно говоря, и слухи о неописуемой шоковой патологии ленты Алексея Балабанова оказались явно преувеличенными, поскольку в ней вообще трудно что-либо воспринять как мало-мальски воздействующее. И прежде всего – из-за абсолютной неестественности, надуманности, плакатности происходящего.

Искусственная, сочиненная, ложная реальность изо всех сил выдается за подлинную, настоящую, единственно верную

Может, и не стоило бы сравнивать психологически точный в деталях, на удивление убедительный по нюансированной игре актеров (особо хотелось бы выделить Леонида Броневого, который является словно камертоном для всего повествования) фильм Алексея Попогребского и намеренно искусственный, пусть и неудачно – если не сказать беспомощно – выполненный, оказавшийся по своей сути агитационным опусом «Груз-200».

Это уже и не кино, а непонятно что, пустое место, ноль. «Груз 0». Однако развернувшиеся по поводу обеих картин подчас ожесточенные баталии в СМИ (но надо признать, что наиболее агрессивно насаждают свое мнение поклонники Балабанова) свидетельствуют, что эти произведения не являются лишь частными случаями.

А вольно или невольно выражают некие общие тенденции в современном российском кинематографе, который уже близко подошел к последнему пределу. Дальше – уже начинается область неискусства, профанации художественной реальности, бесстыдной идеологической манипуляции: «за» или «против».

И в этом, как ни странно, обнаруживается поразительная перекличка с методами и формами пропагандистского искусства тоталитарных режимов ХХ века – будь то советский или нацистский.

Когда смотришь «Груз-200», трудно отделаться от ощущения дежавю – что это, например, «Клятва» или «Суд чести», только навыворот. Персонажи, больше напоминающие оборотней, проповедуя с горящими глазами или гневно клеймя с экрана, проделали еще одну оборотническую трансформацию – и теперь служат якобы благородной и возвышенной цели автора по дискредитации без того уже прогнившего, превратившегося в труп коммунистического строя.

Но анекдотическая ненатуральность как в сюжете, так и в приметах времени, чрезвычайная упрощенность и именно плакатность режиссерского мышления, невероятно фальшивая игра актеров – все это сводит на нет предпринятые усилия по вбиванию осинового кола в окрашенную красным цветом страну под названием СССР.

Кадр из фильма «Груз 200»
Кадр из фильма «Груз-200»
Без смеха, явно не предусмотренного создателями «Груза-200» (а это как раз бы не помешало – но у Алексея Балабанова всегда было напряженно с чувством юмора), нельзя воспринимать недоделанный «идеологический трэш».

Вместо откровенного стеба или же более тонкого и изощренного издевательства над советским прошлым (тут больше сгодились бы серебряные пули, чтобы расправиться с неистребимым «призраком коммунизма») – жалкая кинолистовка, сварганенная кое-как, на скорую руку.

Однако антикоммунистическая идеология вообще застит глаза тем, кто восхищается этим фильмом. И они готовы объявить «Груз-200» единоличным борцом со всем отечественным и мировым «гламуром».

Более того – новым прорывом в искусстве, что пока что не понятно всем узкомыслящим и зашоренным, но со временем его ожидает широкое и восторженное признание. На самом же деле, Балабанов практически переступает ту грань, которую ныне немодный Николай Чернышевский определял как «эстетическое отношение искусства к действительности».

Искусственная, сочиненная, ложная реальность изо всех сил выдается за подлинную, настоящую, единственно верную. И если в Голливуде преуспели в создании компьютерной виртуальной действительности, то российские кинематографисты, будучи истинными наследниками и непосредственными выходцами из антиискусства социалистического реализма, сейчас пытаются сотворить некое подобие «виртуального соцреализма».

Главной его особенностью, роднящей с прежним «правильным способом художественного постижения реальности», оказывается типизация всего сущего.

Мы видим на экране не характеры, а обобщенные типы, упрощенные схемы, хоть и в человеческом обличье, пребывающие во вроде бы частной ситуации, которой специально приданы черты типических обстоятельств.

Так называемая «картина мира» действительно является назывной: как ее автор сам именует, таковой ее и следует воспринимать. Причем никакой иной (не заданной) интерпретации событий не может быть в принципе, потому что не может быть никогда. Но эта клонированная структура моментально разваливается, стоит лишь отклониться в сторону от насаждаемого образа мыслей.

Что, кстати, можно показать на примере другой ленты, параллельно произведенной той же компанией СТВ во главе с продюсером Сергеем Сельяновым.

Речь идет о дебюте «Кремень» Алексея Мизгирева (что-то все режиссеры стали у нас Алексеями!), заслужившего от своего вгиковского учителя Вадима Абдрашитова, председателя жюри на фестивале «Кинотавр», сразу две премии (а три приза и диплом достались вышеупомянутым «Простым вещам»).

Кадр из фильма «Кремень»
Кадр из фильма «Кремень»
Кое-кто из критиков назвал «Кремень» нынешним «Братом-3», а точнее – «Антибратом». Другие же справедливо сопоставили с абдрашитовской картиной двадцатилетней давности – «Плюмбум, или Опасная игра», снятой по прозорливому сценарию Александра Миндадзе. Поскольку именно теперь настало «время плюмбумов», а не только «бумеров», в том числе – и в искусстве.

История про то, как молодой парень-дембель отправляется в Москву, где становится, хоть и не сразу, «крутым ментом», который будет заставлять всех, кто попадется под руку, играть в садомазохистскую игру под названием «помогай тебя простить», рассказана тоже упрощенно и схематично, порой даже жестче и кровавее, чем «Груз-200».

Но начинающий сценарист и режиссер, также прибегнув к помощи новодрамовца Юрия Клавдиева, еще пытается остаться в рамках былых парадигм и критериев, ищет по традиции «хорошее в злом человеке» и стремится показать, как зло проникает внутрь того, кто преисполнен благих намерений, которыми, разумеется, вымощена дорога в ад.

Однако трактовка этого ада, коим является, конечно же, сегодняшняя Москва, поразительно схожа с топорным и кондовым представлением «советских ужасов» образца 1984 года в произведении старшего коллеги.

Оба поступают как «творцы-плюмбумы», для кого подгонка действительности под свою облюбованную догму-болванку и усиленное навязывание всем остальным (а многие критики с удовольствием подключаются к этому своеобразному «изнасилованию публики») становится главной целью.

А кто не с нами – тот против нас.
И если враг не сдается, то его уничтожают.
Знакомо, проходили!

..............