Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияПавел Данилин: Репетиция перед декабрьскими экзаменами
Павел Данилин: Репетиция перед декабрьскими экзам
Мартовские выборы в 14 регионах были смотринами перед думской кампанией. Но у партий еще есть последняя возможность провести еще одну репетицию в преддверии декабря.
15 апреля 2007 года в Красноярском крае состоятся выборы депутатов в законодательное собрание края первого созыва. Последний смотр сил, последнее построение вверенных войск, а главное – последняя проба тактических приемов. Сразу оговорюсь: красноярские выборы нетипичны для всей России, и как-либо проецировать их результаты на грядущие думские – дело неблагодарное. Зато понять нынешний расклад партийной системы эти выборы позволяют, потому что уже сейчас примерно понятно, какие результаты мы увидим 16 апреля.
Расклад сил в Красноярске очень симптоматичный. «Единая Россия» лидирует безвариантно. КПРФ прочно обосновалась на втором месте. За третье место борются «Справедливая Россия» и ЛДПР, причем у последней позиции пока предпочтительнее. СПС, скорее всего не проходит, потому что в кампанию вернулась Демократическая партия России, которая и отнимет у партии Никиты Белых искомые доли процента, так необходимые для преодоления 5%-ного барьера, причем сами демократы барьер преодолеть не смогут. Социалистическая единая партия России (СЕПР) также никаких шансов не имеет, но зато можно будет оценить, насколько партия-спойлер может перетянуть на себя электорат КПРФ и «Справедливой России».
Первая тройка партии власти выглядит следующим образом: Александр Хлопонин – губернатор Красноярского края, Александр Усс – председатель ЗС Красноярского края, Петр Пимашков – мэр Красноярска
Если говорить о проценте, то «Единая Россия» получит до 50% голосов. Коммунисты удовлетворятся примерно 20% голосов. ЛДПР и «Справедливая Россия» получат от 7 до 10% каждая. Оставшиеся 10% поделят правые из СПС, демократы из ДПР и СЕПР, получив 4%, 1,5% и 1% соответственно. Оставшиеся 3,5% можно было бы отнести к протестному электорату, то есть к тем, кто ставит галочку в графе «против всех», но этого атавизма в Красноярске нет. Потому эти избиратели проголосуют либо за КПРФ, либо за ЛДПР, в зависимости от того насколько эти партии смогут воспользоваться ситуацией, сложившейся в крае.
А ситуация, между прочим, очень интересная. В отличие от других регионов, «Единая Россия» консолидировала в Красноярске всю системную элиту. Точнее сказать, вся элита оказалась объединена под брендом единороссов. В результате первая тройка партии власти выглядит следующим образом: Александр Хлопонин – губернатор Красноярского края, Александр Усс – председатель ЗС Красноярского края, Петр Пимашков – мэр Красноярска. Очевидно, что три самые сильные политические фигуры края сделают все возможное для победы единороссов. На этом фоне ни одна партия не может составить им конкуренцию. Так, в списках КПРФ на первом месте Владислав Юрчик – первый секретарь крайкома КПРФ, на втором довольно известный и авторитетный Всеволод Севастьянов – председатель комиссии по экономической политике и собственности ЗС Красноярского края, а на третьем Валерий Сергиенко – депутат Госдумы РФ, точно так же «не чужой» для избирателей. На этом фоне список справедливороссов выглядит откровенно слабо: первое место занимает Валерий Зубов – депутат Госдумы РФ, второе место у Татьяны Волоткевич – председателя профсоюзной организации студентов СибГТУ, третье место занимает Владимир Абрамов – заместитель управляющего Красноярского отделения Фонда социального страхования РФ. То есть вполне очевидно, что список формировался по остаточному принципу и что влиятельных спонсоров у «Справедливой России» в регионе нет.
Интересно, что партийные лидеры возглавляют два списка – так в ЛДПР на первом месте Владимир Жириновский, а в СПС – Никита Белых. Но, как мы говорили, либерал-демократам светит вполне успешное выступление, тогда как «правые» скорее всего останутся за бортом. Каким бы ни был слабым список ДПР (первое место у Дмитрия Астахова – председателя местного отделения ДПР, лидера организации по защите прав избирателей), свое дело он сделает. Какой бы популистской риторикой ни оперировали сейчас «правые», есть у них и традиционный электорат, который в последнее время отворачивается от политтехнологических экспериментов имени Бакова, проводимых над старушками. Эти люди как раз и проголосуют за ДПР вместо СПС. Список СЕПР в принципе никакого интереса не представляет, за исключением того, что третье место в нем занимает Андрей Первухин, исполнительный директор Красноярского филиала ЗАО «Сибзолото».
Можно было бы ожидать того, что жеребьевка поможет какой-нибудь партии. Но тут она скорее даже помешает. Причем помешает «Справедливой России» и СПС. Первое место «Единой России» в результате жеребьевки уже никого не удивляет – борьба с теорией вероятности успешно выиграна, и посрамленная теория уходит в небытие. Второе место справедливороссов, конечно, выглядит вполне достойно, но только если не видеть того, что на третьем месте идет СЕПР. Учитывая, что СР – молодая организация, которую в крае почти не знают, а если и знают, то, судя по заявлениям Миронова о строительстве социализма, не исключено, что избиратели, которые захотят проголосовать за СР, перепутают ее с Социалистической единой партией России. Что касается КПРФ и ЛДПР, то они обладают крайне дисциплинированным электоратом, который не удастся сбить с толку – будь КПРФ и ЛДПР даже на последнем месте, А вот соседство СПС и ДПР также не прибавит голоса Никите Белых.
Интересен вопрос явки – местный избирком настолько зарегулировал ход выборов, что, кажется, специально играет на понижение явки. Местные СМИ волком воют от запретов, предупреждений и обвинений, которые как из рога изобилия сыплются на их головы из краевой избирательной комиссии. А главное, нельзя сказать, что снижение явки играет на руку «Единой России». Ничуть. Скорее, сложившейся ситуацией воспользуются КПРФ и ЛДПР. В свою очередь, низкая явка довольно негативно скажется на результате «Справедливой России».
Александр Хлопонин (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД) |
Активность партий точно также укладывается в прогнозы по тому, как распределятся места в ЗС. «Единая Россия» ведет грамотную технологичную кампанию, КПРФ выступает против единороссов, причем довольно креативно – всему Рунету известны передвижные бигборды, клеймящие голубых медведей. ЛДПР делает ставку на встречи и телевизионную агитацию. Кампания «Справедливой России» на этом фоне выглядит довольно тускло, если не сказать провально. Подготовленный спросами рекламный ролик скорее отталкивает избирателя и оставляет ощущение недоумения, чем призывает голосовать за СР. СПС проводит встречи с пенсионерами и обещает золотые горы. Однако эффективность встреч стала существенно ниже. Возможно, оттого, что в этом регионе нет представителей Бакова, а работает команда Белых. СЕПР и ДПРО почти не ведут кампанию.
Интересна позиция еще одного крупного игрока на красноярской политической арене – оппозиционного депутата заксобрания Анатолия Быкова. Он мог оказать серьезное влияние на расклад сил, примкнув к спросам. И, как известно, такие переговоры шли длительное время. Более того, руководство партии Миронова уже хотело передать бренд «Справедливой России» Быкову по франчайзингу. В этой связи весь список спросов был бы заполнен людьми Анатолия Быкова. Однако такому развитию события удалось воспрепятствовать. Ходят слухи, что основной преградой такой передачи регионального отделения стали высшие руководители в ФСБ, которые, разложив перед лидерами «Справедливой России» папки с досье, объясняли, по каким причинам наличие Быкова в партии станет дискредитирующим моментом. В этой связи, кстати, крайне удивляет неразборчивость представителей партии Миронова. Понятно, что организация очень молодая, но элементарная политическая чистоплотность должна же присутствовать!
В результате Быкову не досталась «Справедливая Россия», а спросы лишились спонсора собственной кампании. Оппозиционный депутат попытался получить для кампании бренд Партии возрождения России, но ПВР сняли с избирательной гонки за наличие высокого процента брака в подписях. Напомним, что самый высокий процент брака был найден у Аграрной партии России – 15,7%. «Народная воля» представила 13,7% брака, «Патриоты России» – 12,7%, ПВР – 11,7, а у Демократической партии России обнаружили 11% брака. Только ДПР смогла восстановиться на выборах. Остальные вышеперечисленные партии были сняты с дистанции.
Вместе с тем Быков все же получит свою фракцию в краевом парламенте, да и сам сможет пройти в заксобрание. Он баллотируется по одномандатному округу в Красноярске, где конкурентов у такого известного политика попросту нет. Пройдет и множество его людей, причем не только по одномандатным округам – Анатолию Быкову все же удалось поставить несколько своих человек на проходные места в список «Справедливой России». Но большинство по одномандатным округам все же останется за единороссами, которые презентовали сильную когорту кандидатов.
В результате после 15 апреля краевое ЗС будет принадлежать единороссам и коммунистам. Несмотря на нынешнее противостояние с «Единой Россией», местное отделение КПРФ вполне лояльно действующему губернатору. Поэтому объединенные силы ЕР и коммунистов будут действовать в парламенте вместе. ЛДПР, возможно, сможет привлечь на свою сторону часть быковского электората, которая не увидит в списках «блока Быкова», а «Справедливой России» придется довольствоваться ролью третьей или четвертой партии.
Вот здесь необходимо поставить восклицательный знак и обратить внимание на то, что сейчас сложилась ситуация клина для «Справедливой России». Проводить невнятную кампанию, как это есть в Красноярском крае, смерти подобно. Выступать против «Единой России» значит поднимать КПРФ и лишать себя шанса на второе место, а единороссов – значительной доли процента (мартовские выборы в спокойных регионах продемонстрировали это со всей очевидностью). Идти на жесткую конфронтацию с ЕР – значит, по сути, выступать против президента России Владимира Путина, так как это равносильно разбалансированию системы. «Справедливой России» необходимо работать против КПРФ, доказывая, что именно спросы являются представителями социалистических ожиданий части российского общества. Именно КПРФ является целью СР, если мироновцы хотят стать второй партией. Во всех иных случаях спросы будут вынуждены бороться за третье-четвертое место с ЛДПР. И не факт, что в этой борьбе победа останется на стороне «Справедливой России».
Таким образом, вполне очевидно, что Красноярск станет важным уроком в первую очередь для «Справедливой России». Сможет ли она сделать правильные выводы из этого урока – покажет время. Уже ближайшее время.