Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияЮрий Гиренко: Скучные материи
Юрий Гиренко: Что будет в 2008 году
Весь 2007 год политики и эксперты увлеченно занимались выяснением, кто куда сядет. Год подходит к завершению, почти все ответы на кадровые вопросы получены. Пора бы подумать и о том, что действительно важно.
Для политизированных российских интеллектуалов весь 2007 год прошел под знаком «кремлинологии». Экспертное сообщество дружно и с энтузиазмом гадало на преемника. Гадания сопровождались множеством публицистических и политических драк, сетевых битв, боев с вражьими тенями и проч.
План Путина, о котором столько говорили в течение последних месяцев, должен быть додуман и продуман
И вот – всё позади. Все имена названы. Все портфели (ну или почти все) поделены. В «пикейной» кипучести больше нет даже того иллюзорного смысла, который присутствовал до декабря 2007. И чем же занять себя политическому классу?..
На самом деле, занятие есть, причем и важное, и сложное. В 2008 году, пройдя через смену власти, России придется отвечать на огромное количество накопившихся вопросов, решение которых было отсрочено до «после выборов».
Надо понять, что делать с экономикой. Нефтегазовые деньги, приток которых пока не ослабевает, сильно облегчают жизнь всей стране – но надо понять, как с этим жить дальше. Как сделать рост устойчивым. Как обеспечить баланс частных и общественных интересов. Как правильно встроиться в глобальную экономику. Как быть с промышленностью и сельским хозяйством…
Надо решить, как вести социальную политику. Пока идут выборы, с ней всё просто (хотя и дорого): надо раздать как можно больше денег как можно большему числу людей. Но дальше придется находить формулу социального согласия, в которой «справедливость» не убивала бы эффективность…
Надо разобраться, как быть с государством. В режиме общего предвыборного напряжения оно уже худо-бедно функционирует – но надо ведь, чтобы функционировало всегда. Нужны решения, минимизирующие коррупцию, укрепляющие правовые основы, создающие условия для того, чтобы были и порядок, и свобода.
«План Путина», о котором столько говорили в течение последних месяцев, должен быть додуман и продуман |
Надо выстроить федерацию. Чтобы не было ни советского централизма, ни феодальной вольницы 90-х. Чтобы наша большая страна была единой в многообразии. Чтобы не было ни «этнократий», ни «олигархических заповедников», ни «красных поясов» – а была Россия. Единая и сильная.
Надо определиться с внешней политикой. Не впадать ни в козыревщину в стиле «Запад нам поможет», ни в дугинщину, когда мы запираем себя в осажденную крепость. Научиться иметь дело с соседями. Не опасаться ни дружбы, ни вражды…
Много чего надо. Причем решения нужны не на уровне лозунгов, а практические. Часто мелкие. Тщательно продуманные. «План Путина», о котором столько говорили в течение последних месяцев, должен быть додуман и продуман. И сделать это может только то самое интеллектуально-политическое сообщество, которое у нас есть.
А ему, разумеется, это скучно. В последние два-три года было довольно много попыток составить программу действий для следующего президента. Автору этих строк самому приходилось принимать участие в некоторых из этих попыток – в частности, сотрудничая с организацией «Деловая Россия» и создавая «Столыпинский клуб». Но за предвыборным шумом и гамом все эти движения как-то затерялись. «И начинания, воздвигшиеся мощно, теряли имя действий»…
Так что новое «царствование» начинается без развернутой программы. Есть лишь ориентиры – тот самый План Путина. Не больше. Хотя и не меньше. «На это место еще нет карты, и мы плывем по абрису». Хорошо хоть абрис есть. Но карты составлять всё равно придется. Причем очень скоро. До 2008 года осталось совсем чуть-чуть.