Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
19 января 2007, 14:48 • Авторские колонки

Валерий Федоров: Мы и наши «братья»

Валерий Федоров: Чего не учел Лукашенко

Валерий Федоров: Мы и наши «братья»

Немногие политические события в преддверии новогодних праздников могут привлечь живое внимание россиян. Однако случившийся в конце декабря газовый конфликт между Россией и Белоруссией вызвал серьезный резонанс в общественном мнении России.

Это событие, по всей видимости, будет иметь долгосрочное влияние на отношение жителей нашей страны к братской Белоруссии и возможной интеграции с ней.

Известно, что к Белоруссии у нас относятся традиционно благожелательно. Образ белорусов в российском общественном сознании наделен в основном положительными характеристиками: надежные, спокойные, аккуратные, порядочные. Белоруссия всегда воспринималась едва ли не как единственный нелицемерный, настоящий союзник России. А ее президент много лет оставался одним из самых популярных в нашей стране руководителей государств СНГ.

Сегодня существует очень сильный антиинтеграционный тренд общественного мнения России. Его суть: нам не следует ни в коем случае гнаться за миражами, верить в сны о возрождении Союза

Несмотря на это, первые результаты социологических опросов показывают, что в январском конфликте по нефтегазовой теме большинство граждан нашей страны поддержало усилия ее руководства по переводу экономических отношений с Белоруссией на рыночные рельсы. Такая неожиданная для многих (и, наверное, для белорусского президента) ситуация свидетельствует о существенных изменениях в отношении россиян к идее интеграции бывших советских республик, возрождения в том или ином виде союзных отношений между ними.

15 лет назад распад СССР стал мощным стрессом, психологической травмой для значительного числа россиян. Люди, родившиеся в великой стране, привыкшие к ее статусу сверхдержавы, в одночасье оказались гражданами слабого и несамостоятельного государства. Многие жители нашей страны потеряли самоуважение, веру в себя. Как результат – призывы к интеграции на постсоветском пространстве рождали надежду на восстановление былого величия России. И автоматически получали широкую общественную поддержку.

На уровне деклараций такая ситуация сохраняется и сейчас. Однако чем дальше, тем больше граждане нашей страны убеждаются, что за этими красивыми словами не стоят серьезные дела. Складывается впечатление, что единственный реальный смысл интеграционных процессов – стремление слабых и бедных бывших республик СССР эксплуатировать наши ресурсы. Выгоды же для себя от объединения россияне не чувствуют. И все чаще воспринимают эти прожекты как красивый, но бесполезный «сон золотой», который политики навевают людям.

Процесс разочарования россиян в инициативах по интеграции бывших советских республик идет довольно давно. Конфликт с Белоруссией, скорее всего, придаст этому процессу новую динамику. Менее популярными становятся реставраторские и «новоимперские» настроения, все шире распространяются изоляционистские взгляды. Сформировался негативный стереотип, подобный тому, который существовал когда-то в СССР: «мы всех кормим». Только место наших друзей-нахлебников в развивающихся странах (от Анголы до Эфиопии), по мнению многих наших граждан, заняли бывшие советские республики.

Процесс перехода общественных настроений от стремления слиться в братских объятиях с «рожденными в СССР» к рационально-критическому отношению к сотрудничеству с ними имеет также и демографические причины. Интеграцию в основном поддерживают люди старшего и старшего среднего возраста, то есть те, кто вырос и жил в СССР.

Единственный смысл интеграционных процессов – стремление слабых и бедных бывших республик СССР эксплуатировать наши ресурсы
Единственный смысл интеграционных процессов – стремление слабых и бедных бывших республик СССР эксплуатировать наши ресурсы

Однако сегодня в социальную жизнь активно вступают представители новых поколений, не склонные ностальгировать и рисовать советское прошлое розовыми красками. Они более жестко, прагматично, может быть, даже цинично относятся к любым разговорам об интеграции. Их прежде всего интересует вопрос: кто будет платить за нее? Поэтому любой конкретный эпизод во взаимоотношениях России со странами СНГ рассматривается через призму того, что они могут дать нам, россиянам.

На словах большинство россиян ратуют, как и прежде, за сближение с партнерами по СНГ. Но когда речь идет о вопросах практических, эти же люди настроены на жесткую защиту собственных экономических и социальных интересов, даже если это идет вразрез с интеграционными планами политиков. Впервые это противоречие ярко проявилось год назад, во время газового кризиса с Украиной.

Тогда 75% опрошенных полагали, что Россия заняла правильную позицию, в полном соответствии со своими национальными интересами. Только менее 15% эту позицию осуждали как эгоистическую и недальновидную. Отвечая на вопрос: «Нужно ли продавать газ другим странам СНГ по рыночным ценам?» – более половины опрошенных ответили положительно и отметили, что здесь не должно быть исключений.

В то же время порядка 23% согласны сделать исключения, но только для стран, безусловно дружественных России. То есть в России существует значительное число людей, готовых оплачивать политическую лояльность наших соседей. Но эта позиция больше не является господствующей, для весомого большинства россиян собственный материальный интерес важнее, чем высокая политика. Время красивых мифов ушло, им на смену пришла эпоха экономикоцентричного прагматизма.

Наши сограждане вообще мало интересуются тем, что происходит за пределами России. Однако к Белоруссии это относится в меньшей степени. Одна из причин – высокая популярность Лукашенко. Он стоит в ряду тех немногих иностранных политиков, которых россияне уважают, к чьему мнению прислушиваются. Более того, считают, что некоторые их начинания следовало бы воплотить и в практике российских властей. Кроме Лукашенко, среди таких политиков можно назвать только Назарбаева и отчасти Януковича.

Осенью прошлого года исследования ВЦИОМ зафиксировали, что Лукашенко вызывал уважение 19% опрошенных россиян, симпатии – у 13%, разочарование – у 5%, недоверие – только у 8%. Россияне также считали, что Лукашенко ведет политику, не противоречащую национальным интересам нашей страны. Он – наилучший для России руководитель Белоруссии, более пророссийского политика в этой стране нет. Белоруссия при Лукашенко – едва ли не единственный и самый близкий союзник России.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко

Близость к народу, жесткость, дисциплина, порядок, настойчивость, ответственность, твердость – те позитивные качества, элементы политического стиля Лукашенко, которые, по мнению россиян, неплохо было бы позаимствовать. В целом политика Лукашенко россиянам традиционно нравилась, особенно представителям старших возрастов и тем, для кого приоритетна справедливость и социальное равенство. Считалось, что он смог навести порядок в своей стране, обеспечил поступательное развитие и союз с Россией.

Но последние два года показали, что мы ощущаем определенное разочарование в Лукашенко. Во-первых, потому что он тормозит на практике создание Союзного государства; во-вторых, ведет изоляционистскую политику и препятствует развитию связей Белоруссии с внешним миром; наконец, эксплуатирует российские ресурсы, получает дешевую нефть и газ. Негативные черты, за которые россияне критикуют Лукашенко, – это неразумная, по их мнению, антизападная позиция, стремление построить экономическое благополучие своей страны за счет российской нефти и газа, лицемерие по отношению к союзу с Россией: на словах – за, а на деле – против.

Последние события, когда Лукашенко из чуть ли не единственного друга России вдруг превратился в ее жесткого оппонента, не прибавили ему популярности в России. Та часть россиян, которая и раньше смотрела на него с опаской, укрепляется в своем мнении, что это человек, думающий прежде всего о своей собственной выгоде, а не о будущем союза России и Белоруссии. А в свете последних выражений благодарности США и странам Европы за их «взвешенную позицию» в конфликте с Россией стала очевидна спекулятивность его антизападной риторики, которая пугала даже многих симпатизантов Лукашенко в России

Россияне традиционно считали Белоруссию наиболее близким и дружественным государством. Людей, воспринимающих Белоруссию как естественного союзника России, больше, чем тех, кто видит в этом качестве Украину или Казахстан. Однако у россиян есть серьезные вопросы по поводу строительства союзного с Белоруссией государства. Только 9% опрошенных ВЦИОМ в прошлом году считали, что процесс интеграции с Белоруссией идет успешно, еще 43% полагали, что он идет медленно и неэффективно, а 26% заявили, что он вообще зашел в тупик. Между тем жители России настроены на серьезную – не на словах, а на деле – интеграцию. Стремление россиян к реальному объединению подтверждает то, что они хотели бы напрямую избирать президента союза, участвовать в референдуме по принятию конституции Союзного государства.

Однако брать очередных «захребетников» на свой горб наши люди не хотят. Нам не нужны те, кто стремится войти в союз для того, чтобы разделить наше благосостояние, но не бремя наших усилий по его достижению. Россия сегодня совершенно не готова нести в СНГ новое «бремя белого человека», «цивилизовывать» эти страны за свой счет.

Таким образом, люди ставят успех любых интеграционных проектов (будь то двухсторонние с Белоруссией или многосторонние) в зависимость, во-первых, от готовности элит объединяющихся стран перейти от деклараций к реальном делам, а во-вторых, от того, насколько равноправными, взаимовыгодными будут эти условия.

Лидеры стран Содружества во время саммита глав государств СНГ
Лидеры стран Содружества во время саммита глав государств СНГ

Россия сегодня – одна из самых изоляционистски настроенных стран СНГ. Порядка 1/3 россиян отвергают любые варианты интеграционных объединений с кем бы то ни было. А из тех, кто такие варианты рассматривает, порядка 20% хотели бы жить в восстановленном СССР. В основном это люди старшего возраста. Они понимают нереалистичность, фантазийность такого будущего. Из оставшихся только около 20% хотели бы жить в объединенном союзе четырех стран: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Другие интеграционные объединения, такие как СНГ или Евросоюз, популярны еще в меньшей степени. Интересно, что доля тех, кто хочет жить только в своей собственной стране – в России, выше, чем в трех других государствах. Налицо разочарование в отношении к бывшим советским республикам. Зачем нам с кем-то объединяться? Нужно жить в собственном доме, обустраивать его, не брать на себя лишнюю обузу. При таком прагматическом подходе возникают новые аргументы против интеграции, такие, например, как нежелание людей сталкиваться с конкуренцией трудовой силы из других стран СНГ – более дешевой и зачастую более квалифицированной, боязнь скупки наших предприятий и земли предпринимателями из постсоветских стран.

Сегодня существует очень сильный антиинтеграционный тренд общественного мнения России. Его суть: нам не следует ни в коем случае гнаться за миражами, верить в сны о возрождении Союза. Нужно мерить все собственным карманом, кошельком. Практические действия российских властей на протяжении последних лет полностью соответствуют этой тенденции в российском общественном мнении.

Мнение о том, что будущее России заключено в СНГ, перестает быть господствующим. Развитие отношений со странами Запада постепенно становится основным приоритетом нашей внешней политики. Ценность же СНГ, с точки зрения людей, снижается.

По мнению россиян, борьба за внешнеполитическое влияние не является сегодня приоритетной задачей для нашей страны. России необходимо идти по пути самоусиления, то есть наращивать свой экономический потенциал, укреплять человеческий капитал, реконструировать систему образования, науки, здравоохранения, – то есть превращаться в нормальную, экономически и социально развитую страну. А альтруистические интеграционные проекты – оставить до лучших времен.

..............