Игорь Караулов Игорь Караулов Европа выбрасывает демократию за ненадобностью

Европа беднеет, становится малоперспективным экономическим захолустьем мира. Недовольство граждан непременно будет расти – а значит, можно ожидать и подъема популярности тех партий и политиков, которых принято считать несистемными. Поэтому лучше загодя их вырезать, «не дожидаясь перитонита».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

13 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

33 комментария
16 августа 2006, 19:26 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Вместе веселее – 2

Виталий Иванов: Новая партия - вместе веселее - 2

Виталий Иванов: Вместе веселее – 2

Я уже писал о перспективах слияния Российской партии жизни (РПЖ) с «Родиной». С учетом ряда последних событий, в частности появления информации о присоединении к проекту Российской партии пенсионеров (РПП), определенно, нужно высказать ряд дополнительных мыслей.

1

Напомню, что в прошлом тексте констатировались три принципиальные данности. Первое. РПЖ одновременно совершенно пропутинская партия, ведь в преданности Миронова президенту трудно усомниться, и совершенно «антикремлевская». Она не встроена в единую систему, предполагающую доминирующую роль партии власти, т. е. «Единой России», и вторые роли и «политические резервации» для «конструктивной оппозиции». Уже несколько лет РПЖ подает себя одновременно в качестве второй партии власти (в первую очередь региональным элитам) и одной из левооппозиционных сил. Второе.

В далекой Туве – там тоже в октябре парламентские выборы – РПЖ перешла в открытую конфронтацию с партией власти

На самом деле никакой партией власти она не является, поскольку «несистемная партия власти» есть оксюморон, абсурд. РПЖ – личный проект Миронова, благословленный Путиным. Не менее, но и не более. Третье. Нынешнее публичное позиционирование РПЖ и будущей объединенной партии сугубо как умеренно левой, ориентирующейся на «протестников» (т. е. на тех, кто не голосует за партию власти), никого не должно сбивать с толку. Чтобы пройти 7-процентный барьер в 2007 году, ей необходимо вторгнуться на электоральное поле «Единой России», т. е. предъявлять себя элитам и избирателям в качестве якобы второй партии власти. Это чревато снижением потенциального результата единороссов. Притом что прохождение «актуальными левыми» (самоназвание объединенной партии) барьера и в этом случае отнюдь не предопределено.

2

После «зачистки» в прошлом году ее лидера и хозяина Гартунга (крайне недоговороспособного деятеля) она была очень плотно интегрирована в кремлевскую систему
После «зачистки» в прошлом году ее лидера и хозяина Гартунга (крайне недоговороспособного деятеля) она была очень плотно интегрирована в кремлевскую систему
Касаясь непосредственно РПП, нельзя, разумеется, не отметить перспективность этого проекта, неоднократно преодолевавшего барьеры на региональных и местных выборах. На весенней серии парламентских кампаний «пенсионеры» прошли в четырех регионах из восьми. («Родину» тогда вовсю мочили за рогозинские эксперименты с оранжевым и коричневым, и поэтому ее списки были сняты с регистрации везде, кроме Алтая. Поэтому только там она и прошла. А вот РПЖ никто не трогал особо, но она преодолела барьер только в Курской области и на том же Алтае.) По данным «Левада-Центра*», в июле рейтинг РПП составлял 1%, «Родины» – 3%, а РПЖ – менее 1%. ФОМ по результатам августовского опроса дает трем партиям соответственно 2%, 2% и менее 1%.

Следует учесть, что «Родина» и после снятия Рогозина со всех руководящих постов оставалась парией, фактически осужденной Кремлем на эвтаназию, и ее бросок в объятия Миронова вполне логичен. С РПП ситуация совсем иная. После «зачистки» в прошлом году ее лидера и хозяина Гартунга (крайне недоговороспособного деятеля) она была очень плотно интегрирована в кремлевскую систему. Просто так ее оттуда выдернуть было невозможно, нынешние лидеры «пенсионеров» – люди подневольные. Судя по всему, Миронов сумел убедить отдать ему РПП. Учтем и то, что Гартунг, когда его судьба уже была предрешена, пытался сдать партию именно спикеру Совфеда.

С другой стороны, главная ценность РПП – ее ультрасоциальный бренд. Грубо говоря, эта партия успешна только потому, что в ее названии упоминаются пенсионеры, весьма активные и дисциплинированные избиратели. У нее относительно неплохая сеть региональных организаций, но при объединении это скорее проблема, поскольку функционеры обязательно будут претендовать на руководящие посты в центральном аппарате и «регионалках» новой партии, а также на квоты в списках и доли в бюджетах и всячески биться с «коллегами» из РПЖ и «Родины». Заткнуть их разом вряд ли получится. Неизбежны конфликты, в том числе публичные. Так что, еще раз повторюсь, бренд есть главная ценность РПП. Но объединение в данном случае явно предполагает ребрендинг. Вопрос только в том, удастся ли донести до избирателей, что новая партия – это в том числе та самая РПП, за которую кое-кто из них даже уже голосовал? Это вовсе не очевидно. С брендом «Родины», кстати, та же ситуация. Правда, рискну предположить, в названии новой партии явно слово «Родина» как-то обыграют.

В таком контексте РПП предстает чуть ли не «даром данайцев». Сам Миронов вполне может этого не понимать или просто надеяться, что «все будет хорошо». Но можно вполне представить, что кое-кто сейчас мысленно улыбается. Мол, хочешь левых объединять? Мало тебе «Родины»? «Пенсы» потребовались? Да на, пожалуйста. Мучайся теперь…

3

Миронов получил РПП в рамках некоего пакта между ним и его союзниками и кремлевскими партстроителями
Миронов получил РПП в рамках некоего пакта между ним и его союзниками и кремлевскими партстроителями

Мне думается, что Миронов получил РПП в рамках некоего пакта между ним и его союзниками и кремлевскими партстроителями. Не исключено, что через сдачу РПП кремляне пытаются получить в мироновском проекте хотя бы блокпакет. Или им последним пришлось отдать «пенсионеров» после указания свыше, но одновременно они настояли на достижении неких договоренностей о сосуществовании и ненападении. Иначе в таких ситуациях просто не бывает.

Условия для РПЖ, скорее всего, были примерно такие. Во-первых, не объявлять себя второй партией власти, во всяком случае, публично. Во-вторых, не вести контрагитацию против «Единой России» и не покушаться на ее электорат. В-третьих, не претендовать на административный ресурс, особенно в тех регионах, где осенью должны пройти выборы. В-четвертых, не переманивать VIP-активистов партии власти и не давать приюта исключенным или вышедшим из нее, хотя бы опять же в регионах, где идут кампании. В-пятых, всячески микшировать разногласия с партстроителями, насколько возможно демонстрировать единство подходов и планов.

Встречно «пажам» могло быть еще раз обещано никак не мешать их кампаниям и объединительному процессу (впервые указание не обижать РПЖ было дано еще несколько месяцев назад). Передача РПП, как уже сказано, тоже могла быть частью соглашения.

Если такие условия были выставлены, то Миронов в принципе не мог на них не согласится. Ведь у него нет путинского разрешения строить вторую партию власти.

О том, что пакт заключен, говорит тот факт, что РПЖ на днях опубликовала на своем сайте стенограмму закрытой встречи главного кремлевского куратора внутренней политики Владислава Суркова с верхушкой «пажей», состоявшейся еще 24 марта. Из нее следует, что условия пакта обсуждались еще тогда. Вот несколько сурковских цитат:

«Просто самой крупной партией, вокруг которой еще значительное время будет строиться политический процесс, на мой взгляд, конечно, должна быть «Единая Россия».

«(…) В России нужна вторая крупная политическая партия, но это дело времени».

 Оюн – злейший недруг тувинского главы Ооржака
Оюн – злейший недруг тувинского главы Ооржака
«Ваша партия в борьбе за современное развитие нашей политической системы могла бы привлечь на свою сторону все то, что не может привлечь власть в широком смысле слова».

«Я опасаюсь битвы среди своих. (…) Топить друг друга очень опасно. Хотя, наверное, так проще. «Единую Россию» и так все долбят, ну поверьте! (…) Не перебрать бы…»

«Я вас очень прошу: избегайте опоры на административные ресурсы».

Отдельно взятый первый пункт уже практически лишен смысла. Журналисты, эксперты, политтехнологи и пр. с радостным гоготом подхватили тему второй партии власти, разогретую мироновскими пиарщикам в ходе презентации объединения РПЖ с «Родиной» и при обсуждении судьбы РПП. Интегрировать эту публику в реальность практически невозможно. И даже если пиарщиков одернут (в чем лично у меня серьезные сомнения), тема будет жить дальше. Вместе с тем, однако, ее негативный эффект нивелируется активной реализацией пятого пункта (спешную публикацию упомянутой стенограммы на сайте РПЖ нужно толковать именно в этой логике). Многие уже вполне готовы поверить, что «актуальные левые» – совместный проект Кремля и Миронова. Хотя кое-кто договорился до того, что-де Сурков решил сделать противовес «Единой России». Смешные люди.

Впрочем, значение подобных пактов ни в коем случае нельзя переоценивать. Их обычно заключают, чтобы вскоре начать нарушать.

В далекой Туве – там тоже в октябре парламентские выборы – РПЖ перешла в открытую конфронтацию с партией власти. На прошлой неделе спикер Законодательной палаты Великого хурала Оюн и его зам Вальков официально возглавили список РПЖ. Накануне они вышли из «Единой России». Оюн – злейший недруг тувинского главы Ооржака, возглавившего список единороссов и пообещавшего обеспечить ему результат не ниже 80%. Накануне спикер много месяцев интриговал, пытался разными путями потеснить главу. Не вышло. Отжали его самого. Ясно, что теперь Оюн будет в первую очередь вредить «Единой России», метя в Ооржака. Ресурсы для этого у него есть.

Нет, понятно, что Миронов хочет, чтобы РПЖ прошла барьер в как можно большем количестве регионов. Выполнение всех кремлевских условий объективно снизит шансы. Оюн теоретически может собрать оппозиционный (антиооржаковский) электорат и, глядишь, перевести РПЖ через барьер. Так что пакт в данном случае выгодно нарушить.

Кремляне, безусловно, прекрасно понимали, что договоренности не стоят ничего. И история с Оюном их вряд ли удивила. Теперь интересно одно: дойдет ли до попыток снятия тувинского списка РПЖ или же Оюна просто будут усмирять, привлекая того же Миронова? Как бы то ни было, но кампания в Туве теперь уж точно будет веселой.

И это, конечно, не последний подобный случай. Кроме того, в Свердловской области список РПЖ возглавил популярный в Екатеринбурге депутат Госдумы Ройзман, а в Липецкой – сам Миронов. В Астраханской области сильны позиции «Родины», которую ведет еще один думец – Шеин. Так что поводов для трений и конфликтов будет предостаточно. Остальные пункты пакта тоже, скорее всего, будут нарушены.

Хотели политической конкуренции? Вот она. Ешьте.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Сортировка:
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.
..............