Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияБорис Кагарлицкий: Поздно будет пить боржоми…
Меня всегда смущают стандартные ответы. Есть определенный набор общих фраз, которыми можно объяснить все что угодно, не объясняя ничего по существу. Например: «так принято», «весь мир (цивилизованный мир) так делает», «нельзя оставаться в стороне от процесса» и т.д.
Именно такими общими фразами населению объясняют, почему необходимо, чтобы Россия присоединилась к Всемирной торговой организации.
Что такое ВТО, чем она занимается и каковы ее правила, толком никто не обсуждает, да жители России не имеют об этом ни малейшего представления. Еще несколько лет назад многие думали, что имеется в виду Всероссийское театральное общество…
Впрочем, даже человека, не слишком сведущего в экономике и политике, должно было бы насторожить одно обстоятельство. О необходимости вступления в ВТО и о том, что от этого поступка никто не пострадает, наиболее рьяно говорят те политики и эксперты, которые лет десять назад говорили нам о преимуществах приватизации, о том, что нужна полная свобода цен, и о том, что надо «устранить государство из экономики». Естественно, они тоже обещали, что в процессе никто серьезно не пострадает, а позицию свою аргументировали ровно теми же словами, что и сейчас.
Особо любопытным разъясняют, что все прилавки будут завалены дешевыми импортными товарами, иномарки подешевеют, а наша промышленность от этого только выиграет, ибо «повысится конкурентоспособность». Что такое конкурентоспособность, ни обыватель, ни сами пропагандисты в точности сформулировать не могут, но, видимо, что-то хорошее.
ВТО и МВФ непосредственно способствовали разорению и обнищанию сотен миллионов людей, причем значительная часть пострадавших относится как раз к «индустриально развитым» странам
Такие рассказы производили ошеломляющее действие на советского гражданина, замученного очередями и дефицитом, мечтавшего о румынской мебели и чешской обуви как о высшей форме благосостояния. Однако за прошедшие 15 лет сознание несколько изменилось. Импортными товарами – не самого высокого качества – прилавки и так завалены. А научившийся считать обыватель с неодобрением обнаружил, что рост импорта оборачивается сокращением рабочих мест, а также снижением реальной заработной платы. Дело в том, что «рост конкурентоспособности», о котором так любят рассуждать экономисты, в большинстве случаев достигается за счет снижения заработков рабочих или массовых увольнений (так, чтобы оставшиеся начали пахать за двоих, получая деньги за одного). Разумеется, в теории более высокую конкурентоспособность можно достигнуть и за счет введения новой техники, сокращения энергоемкости и экономии материалов. Только подобные методы обходятся существенно дороже для предпринимателя и применяются как раз на регулируемых и защищенных рынках – там, где нельзя просто снижать заработки рабочих. Основная задача ВТО как раз состоит в том, чтобы устранить государственное регулирование, отменить защиту не только национальных рынков, но и социальных прав населения, облегчив тем самым задачу крупным международным компаниям, которые бродят по миру в поисках более дешевой рабочей силы, менее жестких экологических и социальных стандартов.
С тех пор как Международное соглашение по тарифам и торговле было преобразовано во Всемирную торговую организацию, во всем мире началось настоящее наступление на заработную плату и экологию. Именно поэтому ВТО вызывает такую ненависть именно в западных странах. С некоторых пор встречи этой организации перестали проводить в Европе и США: каждое подобное мероприятие заканчивается массовыми народными волнениями и многодневными уличными сражениями. Безопаснее встречи проводить где-нибудь в Азии под присмотром тоталитарного государства и свирепой полиции, которая в случае необходимости не колеблясь расстреляет протестующих.
Акция антиглобалистов |
Естественно, российские журналисты рассказали отечественной публике про погромщиков-антиглобалистов, которые неизвестно за что поджигают «Макдоналдсы». Забыли, правда, рассказать о том, что этих смутьянов в неприязни к ВТО и Международному валютному фонду поддерживает большинство населения. Это население неизменно высказывает свой протест и у избирательных урн – всякий раз, когда ему предоставляется такая возможность. Именно поэтому его предпочитают не спрашивать. Мол, речь идет о чисто технических вопросах.
Примерно по тому же сценарию происходит и присоединение России к ВТО. Никто не спрашивал граждан России, хотят они присоединяться или нет. Никто даже не объяснил им, о чем идет речь. Точно так же, вступая в отношения с Международным валютным фондом, российские власти предпочитали не обсуждать с жителями страны смысл принимаемых на себя обязательств. Обещали стабилизацию рубля – и она наступила, правда, на фоне общего повышения цен на нефть и после того, как полстраны оказалось разорено. Теперь мы отлично знаем, что такое МВФ. Каждый раз, когда правительство пытается вызвать сочувствие населения, оно напоминает, что никаких дел с МВФ давно не ведет, с долгами разобралось и безобразия 1990-х годов ушли в прошлое. Однако почему-то забывают упомянуть, что МВФ и ВТО – это что-то вроде сиамских близнецов и проводят они согласованную политику. Причем суть политики в том, чтобы лишить страну права на принятие самостоятельных решений.
Если Россия хочет понижать таможенные пошлины, если хочет отказаться от субсидирования транспорта, помощи сельскому хозяйству и поддержки общедоступного образования, никто не мешает власть имущим и сегодня поставить очередной увлекательный эксперимент на людях. Но в случае его провала есть шанс, что неудачные меры будут отменены, а экономическая и социальная политика изменена. Но именно в том и состоит принцип ВТО, что обязательства, взятые на себя в рамках этой организации, необратимы. Принятые решения должны неукоснительно выполняться, превращаясь в нормы международного права. Даже в том случае, если идиотизм этих решений становится очевиден всем, включая бессчетное число бюрократов из самой ВТО. Просто нет в этой организации механизма «обратного хода», не прописаны такие процедуры.
ВТО и МВФ непосредственно способствовали разорению и обнищанию сотен миллионов людей, причем значительная часть пострадавших относится как раз к «индустриально развитым странам».
Смысл вступления в ВТО состоит в принципиальном и необратимом отказе от экономического суверенитета. Причем не в пользу какой-то другой страны, чего так боятся отечественные патриоты, а в пользу сообщества крупнейших международных корпораций и тесно связанной с ними международной бюрократии. Крупнейшие российские поднакопили капитал, вышли на мировой рынок и сейчас не прочь стать членами этого сообщества. Они хотят приобретать новые предприятия за рубежом и включаться в мировой финансовый рынок. Они, безусловно, выиграют. Или по крайней мере не проиграют.
Родриго де Рато |
Всякий раз, когда начинаются неприятные вопросы, сторонники ВТО прерывают дискуссию, жестко заявляя: говорить, спорить уже не о чем. Решение принято! Кем принято? Строго говоря, решение принято администрацией США, решившей допустить Россию в ВТО. Иными словами, вопрос о нашем членстве в организации и об условиях этого членства принимает в конечном счете правительство иностранного государства, не испытывающее, кстати, к России особой любви и не пользующееся у нас в стране особой популярностью.
Нет, разумеется, российское правительство проситься в ВТО решило само. И совершенно добровольно. Или почти добровольно (вспомним, что процесс был запущен в 1999–2000 годах, когда экономическая и политическая зависимость от Запада была существенно выше, чем сейчас).
Между тем дискуссию прекратить не удается. Несмотря на все усилия чиновников, обсуждение вопроса лишь набирает обороты. И чем больше люди понимают, о чем идет речь, тем меньше испытывают радости…
А присоединение России к ВТО все еще не стало юридическим фактом: на наше счастье, международная бюрократия так усложнила и запутала процедуры, как не снилось даже самым изобретательным советским чиновникам. В итоге даже договоренности с Вашингтоном не вступают в силу, пока не будут разрешены проблемы с Грузией и Молдовой. Две маленькие постсоветские республики требуют от России уступок. Если мы, как подобает образцовому мазохисту, хотим нанести урон самим себе, то за удовольствие придется платить, идя на компромисс с бывшими «советскими братьями».
Национально озабоченные комментаторы уже вовсю плачутся по поводу «унижения», которое предстоит испытать Москве, возобновив авиационное сообщение с Грузией и вернув боржоми на прилавки отечественных магазинов.
А по мне, так можно поступить проще. Грузинское и молдавское вино на прилавки вернуть, а в ВТО не вступать.