Полигамия (когда у человека больше одной жены) считается законной в исламе, и восходит к примеру его основателя. Современные мусульмане не могут отменить эту практику – а могут только ее как-то регулировать. Вопрос в том, как нам, всем остальным, на это реагировать.
23 комментарияДмитрий Коноваленко: Новая демографическая политика
Дмитрий Коноваленко: Тем, кто успеет родить в 2006
Впечатляет та легкость, с которой демографическая политика стала новым национальным проектом. Как только сами слова «национальный проект» устойчиво вошли в обиход, дня не проходило, чтобы кто-нибудь не предложил пятый, седьмой, восемнадцатый нацпроект.
Вот только если разговоры про национальные проекты для культуры или ЖКХ воспринимаются с понимающей улыбкой, мол, кому ж не хочется получить дополнительную строку в бюджете, то вокруг демографии даже споров особых не было. И уговаривать никого не пришлось, сразу образовалось молчаливое согласие: да, действительно самый настоящий национальный проект, о чем разговор.
Впрочем, если чему и научили нас национальные проекты за этот год, так это тому, что простых рецептов не бывает. Совсем свежий пример: на днях воронежский губернатор признал, что треть закупленных племенных коров в его области пришлось отправить под нож из-за плохих условий содержания. Закупили элитный скот, привезли, а покормить и обустроить руки не сразу дошли... Уж наверное, демографическая политика будет не проще сельскохозяйственной.
На дамских форумах и в очередях консультаций будут обмениваться советами и варварскими народными рецептами
Дети у нас хоть и не элитные, не европейских пород, но ухода за собой тоже потребуют. Так что поднять рождаемость – это будет не полдела и даже не четверть дела. Если мы действительно рассчитываем, что демографический нацпроект сработает как задумано, тогда пора начинать проектировать и закладывать новые детские сады. Молочные кухни. Школы.
Кружки и спортивные секции открывать. Уже в следующем году надо увеличивать набор студентов на педагогические и педиатрические специальности, они как раз доучатся, пока дети подрастут. Почему-то именно в этом вопросе на невидимую руку рынка полагаться совсем не хочется. Она тут уже с «доступным жильем» себя как-то странно зарекомендовала, эта самая невидимая рука, нет к ней особого доверия...
Надо понимать, пока к настоящей демографической политике мы только пытаемся подступиться. Идея материнского капитала (те самые знаменитые 250 тысяч) прекрасна. Но если говорить спортивным языком, это только подход к снаряду.
О том, стимулирует концепция материнского капитала рождаемость или нет, можно спорить сколько угодно. Результат будет виден не раньше чем через пару лет, а до этого срока господин дракон велели передать «посмотрим». На Украине полтора года назад пособие при рождении ребенка повышено до 1,5 тыс. долларов. Ющенко очень любит рассказывать, как эта мера привела к росту рождаемости, но конкретные цифры не радуют.
На деле по результатам 7 месяцев 2006 года прирост составил 12 тыс. младенцев. Что называется, в пределах статистической погрешности, ни о каком сломе украинской демографической катастрофы и речи пока быть не может. (Кстати, фан-клубу прогрессивной украинской власти будет полезно узнать, что и на этом пособии нынешнее правительство Украины надеется сэкономить: выплачиваться оно будет только малоимущим семьям, что придает украинской демографической политике совсем странный поворот.)
В нашем случае материнский капитал – это не столько стимул, сколько символический шаг, сигнал, который должен был продемонстрировать, что власти небезразлична проблема вымирания нации. Мы, хочется верить, не за деньги рожаем. А уверенность, что государство будет заниматься нашими детьми, стоит дороже, чем 250 тысяч.
Ладно, это все хорошо. Но вот чего делать совершенно точно не следовало, так это заранее объявлять, что материнский капитал назначен только тем, кто родит после 1 января 2007 года. Речь, естественно, не о том, что это правило «обидит» тех, кто родил немного раньше. Уж с какого числа его не вводи, а обиженные всегда найдутся.
По результатам 7 месяцев 2006 года прирост населения в России составил 12 тыс. младенцев |
Бояться стоит не виртуальных «обид», а вполне предсказуемой реакции будущих мам. Нетрудно представить, что будет твориться в российских роддомах в последних числах декабря. Мы здесь далеко не первопроходцы. Когда в Австралии (в благополучнейшей Австралии!) в 2004 году ввели трехтысячную премию за ребенка, несколько сотен женщин откладывали свои роды всеми правдами и неправдами.
Законопослушные австралийские врачи как смогли им поспособствовали. Уж наверное, у нас желающих рискнуть и дотянуть до заветной полуночи найдется не меньше. И не только потому, что 250 тысяч – это сумма, из-за которой кто-то может поставить на кон жизнь и здоровье – и свои, и еще не родившегося ребенка. А еще и в силу привычки к азартной игре «перехитри государство», в которой мы часто лишаемся последних остатков здравого смысла.
Препараты, кстати, соответствующие в природе имеются. Врачей будут уговаривать «дать таблетку, чтобы родить попозже». На дамских форумах и в очередях консультаций будут обмениваться советами и варварскими народными рецептами. Дай бог, чтобы обошлось без смертей и искалеченных женщин, хотя риск очень высок – природа вообще не любит такого надругательства.
О покупках справок, о взятках врачам и медсестрам, о подделке дат в документах можно и не говорить, тут нет по крайней мере явной угрозы жизни и здоровью. Хотя, если учесть, как трепетно прокуратура относится ко всему, что связано с нацпроектами, скорее всего, без уголовных дел тоже не обойдется. Стоило ли затевать такой благородный (без всякой иронии) проект, чтобы начинать дело с коррупционных и медицинских скандалов на радость «Новой газете»...
И самое обидное, что нельзя будет честно списать эти неприятности на «неизбежные издержки». Достаточно было всего лишь ввести правило начисления материнского капитала задним числом. Пусть себе вступает в силу с любой даты, но с уже прошедшей даты, когда ничего изменить нельзя. Чтобы никакого соблазна не было обмануть природу и правительство с Государственной думой в придачу. Ситуацию не поздно исправить, пока закон о материнском капитале еще проходит слушания в парламенте.