Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
17 января 2006, 22:40 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Иран – геополитика и психиатрия

Леонид Радзиховский: Геополитика и психиатрия

Леонид Радзиховский: Иран – геополитика и психиатрия

Психиатрия помогает понять многое в человеческой деятельности – в искусстве, бизнесе, даже в науке. Но, разумеется, наибольшее отношение она имеет к политике, еще большее – к высокой международной политике, к геополитике.

Последний, самый яркий пример – дела и слова президента Ирана.

Дела – продолжение давно начатой иранской ядерной программы. Поскольку не так легко понять, зачем богатой нефтью стране нужна ядерная энергетика, вполне естественны предположения (как минимум!), что речь идет о создании Бомбы. Понятно – чем более закрыты эти исследования, тем увереннее эти предположения.

Слова. Заявления: «Холокоста не было. Но он будет – вот дайте только довести работы по мирному атому до конца». «Убью, убью, да не волнуйтесь вы так! Но дайте же сперва вооружиться как следует». Нет, разумеется, БУКВАЛЬНО так г-н президент не говорил, но таков СМЫСЛ его заявлений – про холокост, про то, что Аллах покарает Израиль, про право Ирана на «мирные исследования», даже если они не нравятся МАГАТЭ и т.д.

В связи с этим возникает два вопроса.

А действительно, зачем им Бомба (если они – в чем, честно говоря, мало кто сомневается – ее делают)?

Зачем делаются такие заявления?

Иран и его адвокаты во всем мире громко возмущаются двойными стандартами: почему Израилю или Пакистану можно иметь Бомбу, а Ирану нельзя? Действительно несправедливо… Примерно так же несправедливо, как в обычной жизни: один человек может покупать охотничье ружье, а другой (судимости, психиатрический диагноз и т.д.) почему-то не имеет права! Вопиющие двойные стандарты и ущемление прав…

Президент Ирана работает языком не на экспорт, а на внутреннее потребление

Конечно, на это есть следующий вопрос: ну и кто же этот «психиатр», кто этот «полицейский», которые выдают «справку о благонадежности»?! Международным правом такие психиатры и полицейские вроде бы не предусмотрены!

Все верно. Как любил говорить Ленин, «формально – правильно, а по существу – издевательство».

По крайней мере, какие еще доказательства уравновешенности, миролюбия, ответственности Ирана нужны мировому сообществу после столь уравновешенных, миролюбивых и ответственных речей иранского президента? «И доказательств никаких не требуется. Все просто…» Куда уж проще!

Итак, возвращаемся к исходным вопросам: так зачем Бомба? И зачем эти речи-бомбы?

Самый экстремистский вариант – Бомба нужна, чтобы Израиля (заодно, кстати, и Палестины – да кого она волнует! Волнует «борьба за ее освобождение», борьба-до-последнего-палестинца…) на свете не было!

В этот вариант я не верю.

Конечно, если считать, что умом религиозного фанатика не понять, то и говорить не о чем. Все может быть. Но если считать, что президент хотя бы отчасти рациональный человек (в европейском значении слова), то этот вариант никак не проходит.

НАЧАТЬ ТЕРМОЯДЕРНУЮ ВОЙНУ?!! Стать СТРАНОЙ-ШАХИДОМ?!! Причем «просто так», вообще без всякого минимально разумного мотива, т.е. «за освобождение Палестины»! Примерно как если бы Россия в 1999-м начала термоядерную войну «за Сербию»…

Нет, воля ваша, но у меня не хватает фантазии вообразить ТАКОЕ, вообразить ТАКОГО ПРЕЗИДЕНТА Ирана. Это все-таки сюжет для голливудского триллера.

(Другое дело, что Израиль по-своему резонно замечает: «Ну не желаем и не можем мы жить «под гарантии психической нормальности» лидера Ирана. Сегодня – нормален, завтра – не очень, сегодня у него одна «идея», завтра другая … Нет, уж лучше отбомбимся по их ядерным объектам – и не будем ломать голову над тонкостями чужой психологии».)

Итак, вариант термоядерной АГРЕССИИ считаю невероятным.

Тогда зачем Бомба нужна?

Простейший ответ – Бомба нужна Ирану, как была нужна в годы холодной войны США/СССР как оружие мира, оружие сдерживания агрессора, оружие «последнего возмездия».

Саддам Хусейн
Саддам Хусейн

Вроде убедительно… Только какого же агрессора сдерживает таким образом Иран?

Израиль? Но любому психически нормальному человеку очевидно, что Израилю уж точно абсолютно никакого дела до Ирана нет. Делайте что хотите, живите как хотите, только от нас отстаньте! Единственное, что волнует Израиль, – как раз ТА САМАЯ БОМБА! Нет «оружия сдерживания агрессора» – нет никакого агрессора! Есть оружие – появляется и опасность агрессии! Бомба ПРИТЯГИВАЕТ УДАР – а отсутствие Бомбы вообще снимает проблему удара!

США? Да, у США, мирового жандарма, есть много претензий к Ирану. США хотят установить (удержать) свой контроль над Ближним Востоком. Но очевидно, что США, которые не напали на Иран, даже когда иранцы захватили посольство США в Тегеране (1979-1981 годы), тем более не сделают это сейчас. В этом смысле ситуация с США такая же, как ситуация с Израилем. Есть Бомба – есть проблема агрессии, нет Бомбы – нет проблемы.

Ирак? Да, Иран, как известно, воевал вовсе не с Израилем, а именно с Ираком (1980-1990, около миллиона убитых). Но нет никаких оснований считать, что Ирак без Саддама, Ирак демократический (который обещают создать США) или Ирак хаотический (который мы видим сегодня) начнет войну с Ираном.

И наконец, для предотвращения войн как раз и существуют мировые механизмы – например ООН. А когда агрессии все же случаются (нападение Саддама на Кувейт), в игру вступает как раз то самое мировое сообщество, тот самый «мировой жандарм».

Да, все эти механизмы далеко не совершенны. Да, разумеется, о своей безопасности каждое государство продолжает заботиться само. Но – во всяком случае ни сегодня, ни в обозримом будущем – Ирану НИКТО НЕ ГРОЗИТ ВОЙНОЙ. А «оружие сдерживания» на практике становится «оружием провоцирования». Для верности же добавляется еще один фактор провокации – словесная агрессия президента Ирана.

Так зачем все это нужно Ирану?

Четкого ответа у меня нет. Но несколько вариантов «частичного ответа» найти можно.

Для повышения своего авторитета и нужны и Бомба, и поджигание словесного фитиля рядом с этой Бомбой
Для повышения своего авторитета и нужны и Бомба, и поджигание словесного фитиля рядом с этой Бомбой

Первое. Президент Ирана работает языком не на экспорт, а на внутреннее потребление. Проклятиями/угрозами в адрес Израиля он, как положено в Иране, поднимает свой рейтинг, замазывает какие-то щели в своей внутренней политике, консолидирует общество «против». Но ведь эти угрозы осложняют международное положение Ирана? Ну, значит, это его или вообще не волнует, или, во всяком случае, волнует куда меньше, чем собственная популярность внутри страны. Наконец, он может здраво рассуждать: Запад реагирует в конце концов не на мои слова, а на наши ядерные работы. И если работы идут, то что бы я там ни говорил, они от нас не отстанут. Ну да, своими речами я даю им «дополнительный повод» – ну и черт с ним! На одной чаше весов «дополнительный повод», а на другой – «дополнительная популярность в народе». Вторая чаша сильно перевешивает!

Второе. Иран не слишком-то волнуется об Израиле (а уж тем более о «палестинских братьях», которым за это время Иран, кажется, гроша ломаного не выделил). Волнует лидеров Ирана совсем другое – место Ирана в арабском мире. Чтобы стать его политическим лидером, у них есть много оснований – начиная с населения в 70 миллионов человек! Больше на Ближнем Востоке только в Египте. Вот для повышения своего авторитета и нужны и Бомба, и поджигание словесного фитиля рядом с этой Бомбой. Кстати, поэтому президент и бряцает языком задолго до того, как у него может появиться настоящая Бомба. Бомба-то когда еще будет (говорят, через 3-5 лет!), а политический авторитет нужен СЕГОДНЯ.

Конечно, Саудовскую Аравию, Египет, Ирак совершенно не вдохновляет перспектива «политического лидерства» Ирана – хоть с Бомбой, хоть со словесными бомбами. Ну что ж, обычная борьба за существование. Иран рвется вперед, окружающие мрачно усмехаются…

Все это, разумеется, не отменяет того, что президент Ирана (кстати, не семит, не араб, а перс) является, видимо, ярым и свято искренним антисемитом. Для него ритуальные проклятия в адрес Израиля – это не только бизнес, но и нечто глубоко личное. Это бесспорно. Я просто хочу сказать, что пиар, политический бизнес тут ТОЖЕ ЕСТЬ.

Третье. Так стремится Иран ВСЕРЬЕЗ к обладанию Бомбой – или с него хватит пиар-бомбы?

Непростой вопрос.

Войны США против Ирана – не будет (хватит с них Ирака, второй фронт – против самого себя! – Буш не откроет)
Войны США против Ирана – не будет (хватит с них Ирака, второй фронт – против самого себя! – Буш не откроет)

Для безопасности Ирана Бомба только опасна. Это Иран не может не понимать. Израиль разбомбит ядерные объекты, когда (если) по информации их разведки работы перейдут в опасную стадию. Если Израиль и не разбомбит, то США и Европа будут давить. Кстати, и Россия, сколько бы ни торговала с Ираном, как бы ни старалась сохранять роль «доброго следователя», но тоже совсем не заинтересована (очень мягко говоря!) в появлении Бомбы В ТАКИХ РУКАХ! Сомнения России сродни израильским (только в менее острой форме). Ну не могут в Кремле спокойно спать, полагаясь на «все-таки разум», «все-таки здравый смысл» иранского президента, который «ну все-таки едва ли» передаст ядерные технологии господам шахидам – от бен Ладена до Басаева. Думаю, что Кремль предпочитает другие гарантии своего спокойного сна. Просто Россия довольно резонно считает, что всю «грязную работу» по выбиванию Бомбы из ТАКИХ РУК за Россию проделают «злые следователи» из Вашингтона, Вены (МАГАТЭ), на худой конец из Тель-Авива.

Но отступаться Ирану вроде бы поздно. Кроме того, у разных лидеров и стран (куда более спокойных) есть «рефлекс Бомбы». Да, вроде и не нужна, и опасна… но – ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ!

Хотя, с другой стороны, президенту Ирана только выгодно и противостояние с Западом, и тем более израильская бомбардировка. В самом деле, что он РЕАЛЬНО теряет?

Не Бомбу даже, а «надежду на Бомбу» – на самом деле вполне бесполезную Бомбу…

Зато реально ПРИОБРЕТАЕТ нечто куда большее – святое сплочение народа против ИНОСТРАННЫХ АГРЕССОРОВ. Сплочение, кстати, вокруг Лидера Нации, Героя Нации, Мученика Нации, которым оказывается… кто? Угадайте с трех раз… Ну а уж если Израиль разбомбит, да еще и погибнет несколько десятков (сотен) человек, то все эти эмоции возводятся в квадрат, в куб! (Конечно, неприятно, что для поддержания крутизны надо бы чем-то ответить, и не совсем понятно, чем именно. Ну да ладно. Других Героев и Лидеров нет, а дареному Герою в зубы не смотрят…)

Итого. Что же все-таки будет?

Судить трудно.

Но ясно одно.

Бомбы у Ирана – не будет. Войны США против Ирана – не будет (хватит с них Ирака, второй фронт – против самого себя! – Буш не откроет). Санкций против Ирана – тоже, скорее всего, не будет, американцы устали вздувать (опять же ПРОТИВ СЕБЯ!) цены на нефть. В конце концов они не обязаны уж так сильно работать на российский ТЭК…

Будет ли израильская бомбардировка, которая поможет политикам всего мира – и вызовет взрыв гнева у прогрессивной общественности всех стран? Не уверен. Может быть, хватит и дипломатического давления на Иран. (Кстати, и при этом цены на нефть все равно поползут вверх.)

* * *

«Тварь я дрожащая или право имею?», – спрашивал 150 лет назад «первый русский террорист». Спрашивал тихо, сам себя, поглаживая лезвие топора.

Сегодня «иранский Раскольников» на весь мир выкрикивает тот же вопрос, потрясая воображаемым ядерным топором.

Что же ответят ему Порфирии Петровичи и старухи-процентщицы со всего мира?

..............