Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
30 августа 2005, 16:17 • Авторские колонки

Полина Волошина: Бедные против богатых

Полина Волошина: Бедные против богатых

Прочитав колонку Сергея Минаева «Москва против провинции», я задумалась: почему же, действительно, в обществе до сих пор присутствует стереотип «богатый - значит плохой»? За что бедные ненавидят богатых? И почему они ничего не делают для того, чтобы поднять свой уровень жизни?

Я не историк, не политолог и не экономист. Мои размышления являются моей личной точкой зрения и не претендуют на звание истины в последней инстанции. К тому же весьма проблематично осветить такой сложный вопрос в формате колонки. Но попробуем. Итак, сформулировав все, что я думаю по этому поводу, я получила несколько теорий по тем или иным вопросам, с которыми и предлагаю вам ознакомиться ниже. И еще, сразу хочется разъяснить. В материале я часто использую термин «русские» - в данном случае предполагается, что это не национальность, а, скажем, состояние души.

Советская действительность

До сих пор большинство населения уверено в справедливости слов «кто работает – тот не ест, а кто не работает – тот ест»

70 лет нам говорили, что богатство - это порок. Фильмы, мультфильмы, детские книжки, школьные учебники, лекции в институтах внушали, что богатый человек – плохой человек, и неважно, каким способом он получил свое богатство – в наследство или в ходе жестокой эксплуатации бедного населения. Честный человек, сколько бы он ни работал, не мог стать богатым. Делом пропаганды было доказать, что ему и не нужно становиться таким. Потому что это разврат, стыд и позор!

Для того чтобы эти установки стерлись из нашего подсознания, должно смениться несколько поколений. Хотя и это сомнительно, так как до сих пор большинство населения уверено в справедливости слов «кто работает – тот не ест, а кто не работает – тот ест». И не просто там ест, а в самых дорогих ресторанах.

Стоит ли сваливать все на «тупость» и «зависть» сварливых неудачников или все же признать, что нет дыма без огня?

Тупость и зависть

Те самые качества, которые, по мнению более удачливых сограждан, присущи менее удачливым. За это менее удачливые сограждане считают всех более удачливых ворами, их женщин - проститутками и сетуют на то, что в недалеком прошлом их бы за это посадили.

Мне остается только сказать, что правы и те и другие. Впрочем, да, есть исключения. Есть честные миллионеры и справедливые нищие. Но эти исключения только подтверждают правило.

Фольклор

Кадр из мультфильма «В некотором царстве»
Кадр из мультфильма «В некотором царстве»
Вспомним русские сказки. Царь (боярин, купец) - жадный, глупый, трусливый и злой. Бедняк (крестьянин, простой солдат, бездельник) - добрый, смелый, красивый и герой. Иван-дурак спасет землю русскую, отхватит половину царства, да еще и дочь царскую в жены возьмет. (В идеале неплохо заполучить Золотую Рыбку, скатерть-самобранку, живую воду и прочие «девайсы», помогающие лежать на печи, ни фига не делать и жить в свое удовольствие.)

Положительные качества героев обратно пропорциональны их социальному положению. Чем беднее, тем лучше. Чем богаче, тем больше шансов, что в конце сказки тебя засунут в бочку, зальют смолой и бросят в синее море.

Предполагаю, что это связано не столько с завистью (которая, несомненно, имеет место быть), но и с реальным положением дел. Я допускаю, что в определенных ситуациях, например, когда молодой барин получал деньги по наследству и становился богатым, не приложив к этому никаких усилий, уровень его интеллекта мог быть гораздо ниже, чем у крестьянина, которому приходилось постоянно что-то придумывать, чтобы выжить.

В русских пословицах богатство тоже не приветствуется: «Трудом праведным не наживешь палат каменных». Зато бедность – не порок: «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Нищета не отнимает ни честь, ни ума», «Богат, да крив; беден, да прям», «Бедность - святое дело».

И тут переходим к следующей теории.

Религия

Быть может, это связано с православием, которое учит терпению и смирению? При неправильной трактовке вера превращается в самоистязание и мазохизм.

Страдания очищают и возвышают. Быть бедным не стыдно. Не стыдно быть слабым. Не стыдно быть убогим. Православные с гораздо большей симпатией отнесутся к алкоголику, обмочившему штаны, нежели к богачу, пожертвовавшему круглую сумму на восстановление храма.

Подменяя понятия, люди начинают думать, что если они страдают, значит, живут по-божески, обеспечивая себе верную дорогу в рай. Нищий, безработный и больной считает себя великомучеником и находит в этом утешение и оправдание своему бездействию.

Предполагается, что у человека богатого грехов больше. Он и вор, и распутник, и лжец, в то время как у бедняка на это нет ни средств, ни возможностей. Однако это весьма спорное утверждение, так как «низшие слои общества» умудряются совершать все те же грехи, помноженные на лень и зависть.

Отчаяние

Человек имеет стимул стремиться к чему-либо, пока его цель имеет реальные очертания. Получая зарплату 3000 рублей, можно мечтать о цветном телевизоре и в конце концов купить его. Мечтать о квартире за 300 тысяч бесполезно. Но хуже всего, когда мечтать уже нет сил. Когда теряешь веру и надежду. Это называется отчаяние. При этом отчаяние может поразить и самого успешного человека, но, скажем, в какой-то другой сфере. Если его бросит любимая женщина или обнаружится злокачественная опухоль. И тут никакие деньги не в силах что-либо изменить. Значит, этот самый синдром не зависит от материального достатка?

Людей «убивает» непредсказуемость. Непредсказуемость порождает страх. Страх строить дом - без гарантии, что его не снесут. Страх переезжать. Страх брать кредит. Страх вкладывать деньги. Страх приватизировать жилье. Страх не приватизировать. И страх снова вселяет в людей отчаяние.

За 70 лет в России произошло три великих потрясения - революция, война и перестройка (со всеми вытекающими).

Причем эти «вытекающие» оказались чуть ли не более губительными для населения, чем первые два потрясения вместе взятые. На войне люди хотя бы понимали, что на них напал враг, который убивает мирных жителей и сжигает города, а тут удар произошел неожиданно - невидимый и смертоносный, как радиация. Люди вдруг потеряли почву под ногами, весь их мир, пусть и убогий, разрушился до основания, а потом - «мы наш, мы новый мир построим!»

И мы стали строить этот новый мир на костях всех тех, кто не смог перестроиться в перестройку. Произошло незаметное тотальное уничтожение населения России. Все, что было, – отняли, а взамен показали, как можно жить… новым людям. Не вам. Вы, извините, пошли на удобрение поля, на котором мы вырастим новое поколение россиян – красивых, здоровых и целеустремленных.

На удобрение пошли старики, ветераны войны и труда, дети, женщины и прочие «высококалорийные продукты». Думаю, новая раса россиян должна получиться удачной.

Великий русский народ, который привык быть «впереди планеты всей», вдруг почувствовал себя «опущенным», которому уже все равно, как его «имеют», лишь бы не убили. Повысили плату за проезд? Хорошо. Повысили вдвое? Ладно. Втрое? Пусть. Отменили льготы? Обойдемся без льгот. Это сломленные люди, и они воспитают сломленных детей. С покорной ненавистью ко всему «богатому», с покорной уверенностью, что «хорошей жизни» не видать, как своих ушей.

Америка создала целую индустрию по созданию «великой американской мечты», поэтому даже самый тупой подросток в самом отдаленном городке самого заброшенного штата уверен, что если он будет стараться, то в итоге может стать звездой Голливуда или владельцем крупной корпорации. И пусть только один из миллиона этих «мечтателей» сможет покинуть пределы своего городка, но главное - у него будет стимул сделать это движение вперед.

Подростки в наших заброшенных городках воспитываются по принципу «Твой дед здесь сдох, я сдохну и ты сдохнешь. Даже не мечтай!» Вот он, тот самый «синдром лузерства», о котором писал Сергей. Что называется, с молоком матери.

Климат

Климат тоже играет свою роль в становлении «загадочной русской души». Засеянное поле, прежде чем принести урожай, может быть залито дождями, затоплено реками, выжжено солнцем, сожрано саранчой – не понос, так золотуха. Тогда тоже наступает отчаяние, как в том анекдоте: «Мужик выходит в поле и кричит: «Господи, за что мне все это?» А Бог отвечает ему: «Ну не люблю я тебя».

А может и правда, не любит? Американцы признались в любви к Богу на своей американской валюте – «In God we trust!» И Бог дал им много денег. Мусульмане нашли общий язык со своим Богом. Даже китайцы смогли договориться. А мы все никак. Повальное увлечение другими религиями напоминает вечную русскую обиду – у других все лучше, чем у меня.

Будь этот мужик из африканского племени, он подумал бы, что «недостаточно любит своего Бога», принес бы ему щедрые жертвы и молился три дня и три ночи. Наш же плюнет, скажет, что Бога нет и, перекрестясь, выпьет водки. Потому что холодно, голодно, небо серое и вообще. Потому что тучи на мозг давят. Потому что погода – говно. Вон, в Испании, плюнь косточкой - и на следующий год у тебя оливковая плантация. А у нас холишь-лелеешь каждое зернышко, а что получаешь? Правильно.

Богатый природный ресурс

Возможно, наша страна, как тот самый барин, избалованный наследством, не хочет напрягаться, потому что можно существовать за счет продажи природных ресурсов и неплохо жить, палец о палец при этом не ударив. Тут очень кстати вспоминается Емеля на печи, за которого все «трое из ларца» делали. Нефть, газ и лес. А может, это какие-то другие трое?

Маленьким европейским государствам, не имеющим под рукой такой роскоши, чтобы выжить, приходится крутиться и изобретать что-либо необходимое на мировом рынке. Допустим, ту же самую Nokia. В итоге они крутятся и богатеют, а мы ленимся и удивляемся, почему они живут лучше нас. При этом смотрим мы на них по-барски, с сочувствием.

Война и эмиграция

Можно предположить, что во время войны была уничтожена наиболее активная часть населения. За счет этого пострадал генофонд «сильных» личностей. Оставшиеся мужчины, которые не принимали участие в боевых действиях – то самое слабое звено, которое, тем не менее, выжило и стало основным продолжателем рода. Таким образом, Россия лишилась своей силы.

А ума она лишилась во время массовой эмиграции, болезней и репрессий.

Оставшийся в большинстве своем человеческий мусор и стал в итоге основным населением нашей необъятной Родины.

Менталитет

Ставшая уже расхожей фраза «против кого дружим?» является очень точной характеристикой русского народа. Почему-то нам действительно сложно собраться для созидания (если только отказ от участия не грозит лагерем в Магаданской области), зато собраться против – за милую душу. Русским гораздо проще прийти толпой во двор к «зажравшемуся» соседу, поднять его на вилы, сжечь дом и разбить машину, чем, скажем, сделать хоть что-нибудь для повышения уровня жизни.

Вандализм встречается не только у русских, но у других народов это скорей небольшая группа подонков с нарушениями в психике, а у нас - «черта характера». Вспоминается водка и Калашников, как основные бренды, которыми славится Россия. Впрочем, я не вижу в этом ничего страшного. При правильном подходе «дружба против» может быть использована в созидательных целях. Например, когда-то мы все дружили вместе против Америки, и это позволило нам прокопать Байкало-Амурскую магистраль и улететь в космос.

Таланты

Некоторые испытывают к богатым не просто ненависть, а что-то вроде брезгливости. По принципу – лучше уж быть бедным, чем таким. Но каким таким?

Умение зарабатывать деньги такой же талант, как и все остальные. Нет ничего стыдного в том, если вы лишены этого таланта, но если он есть – в этом тоже нет ничего плохого. Я не беру сейчас в расчет криминальные деньги, я говорю об определенном складе ума. Ненавидеть такого человека - все равно что ненавидеть математика, за то, что он лучше считает, или композитора, за то, что он сочиняет музыку.

Единственным оправданием такому поведению может быть зависть и глупость, если зависть и глупость могут вообще считаться оправданием.

В то же время людям, обладающим этим самым талантом к богатству, надо понимать, что те, кто не умеют «продавать» себя, не являются людьми второго сорта. И по возможности помогать им в реализации, хотя бы просто для достижения гармонии во всем мире.

Подытожив, хочу сказать, что тема эта неиссякаемая, спорная, и что самое главное – недоказуемая. И бедные не любят богатых не в силу «русского менталитета», а потому что бедные не любят богатых всегда, везде и вовеки веков. И богатые не понимают бедных, потому что так было всегда. А работать мы не хотим, потому что нам лень. Мне вот даже лень дописать эту статью, так что буду закругляться.

..............