Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВиталий Иванов: Касьянов себя дискредитировал
Минувшие выходные оказались богаты на политические события. В субботу прошли съезды Республиканской партии, Демократической партии и Российской партии пенсионеров.
Партии сейчас оживились, поскольку те из них, кто не сдаст документы для перерегистрации в Минюст до 1 января, не смогут участвовать в выборах в Госдуму в 2007 году. А в воскресенье консорциум либеральных партий, организаций и клубов провел в центре Москвы «Антифашистский марш», который уже остроумно прозвали «антифаршем». Он задумывался как запоздалый, но все же ответ либерального community на «Правый марш» 4 ноября. У «пенсионеров» и республиканцев ничего интересного не произошло, а вот о двух других событиях есть что сказать.
На самом деле было два съезда Демпартии, а если верить организаторам, то «богдановский съезд» и «касьяновская конференция». На первом новым председателем партии избрали политконсультанта Богданова (он в ДПР состоит с 1990 года и не оставлял ее даже в 2002-2003 годах, когда трудился в исполкоме «Единой России»), а на второй – констатировалось поражение и позор Касьянова.
Еще с весны московская политическая тусовка обсуждала сделку между Касьяновым и Богдановым об уступке ДПР
Я должен попросить прощения у читателей – в своей прошлой колонке я написал, что Богданов уступит партию Касьянову согласно ранее достигнутым договоренностям. В прошлый понедельник, когда писалась колонка, уже было известно, что между контрагентами пробежала кошка. Но касьяновцы вовсю уверяли в том, что удержат ситуацию, даже если Богданов действительно попробует разорвать договор. И как-то не верилось, что некогда второго человека в стране (третий в действительности – у Волошина было больше власти и авторитета) кинут, как приезжего провинциала, соблазнившегося у метро посулами лохотронщика. Ну не мог он ввязаться в такую сделку. Даже если на самого вдруг затмение нашло, вроде есть же помощники, друзья… Во всяком случае, мне так все представлялось. Однако вышло куда интереснее. Касьянова действительно кинули. И он ничего не смог с этим поделать.
Еще с весны московская политическая тусовка обсуждала сделку между Касьяновым и Богдановым об уступке ДПР. Когда на майском съезде этой партии председателем ее исполкома был избран бывший касьяновский помощник Половинкин, никто уже особо ничего не скрывал (Богданов тогда возглавил ЦК ДПР). Избрание самого экс-премьера лидером партии было решено провести сразу после выборов в Мосгордуму, но до новогодних праздников. В октябре-декабре прошла серия конференций и общих собраний региональных организаций ДПР – необходимый этап для подготовки съезда и перерегистрации партии в Минюсте.
Мне неизвестны причины, побудившие Богданова разорвать договор. Могу только предположить, что Кремль его вряд ли специально подкупал или запугивал. Хотя, конечно, без его участия в конечном счете не обошлось. Скорее всего, дело было так. Богданов разочаровался в Касьянове, либо был каким-то образом им или его людьми обижен, либо просто решил, что «такая скотина нужна самому». Вопрос, кто кому остался должен денег и остался ли должен вообще, обсуждать не будем за отсутствием достоверной информации о финансовой стороне договора. Ясно только, что Богданов мог обратиться за поддержкой своего почина к старым приятелям из «Единой России» и администрации президента. Кремлю председатель ДПР Касьянов вовсе бы не мешал, поскольку провоцировал бы дальнейшее брожение и раскол ненадежной либеральной публики. Но коли ситуация повернулась так, как повернулась, то не воспользоваться этим было бы неправильно. Падающего – подтолкни, тем более если это Касьянов.
Теперь Богданов – председатель ДПР, и Касьянов может рассчитывать только на относительную верность части прикормленного актива и личных сторонников, вступивших в партию накануне съезда. Но вряд ли он будет драться за место председателя и за бренд. Это обернется только новым позором, а его и так уже вышло будь здоров.
Экс-премьер правительства Михаил Касьянов (фото: ИТАР-ТАСС) |
Сейчас Касьянов вместе со своими новыми друзьями Стариковым и Хакамадой может сколько угодно клясть вероломного Богданова и Кремль. Но кто искал легких путей и вместо того, чтобы с нуля создавать собственную партию, решил приобрести уже почти готовую (ДПР зарегистрирована в Минюсте, но была, как говорится, «подзаморожена» и нуждается в инвестициях для развертывания в полноценный политический проект)? Сам виноват. Он бы еще, как Гартунг или Семигин, попробовал чужую партию захватить. Кстати, даже западников будет тяжело убедить интерпретировать произошедшее как очередное «ущемление демократии».
Это уже не говоря про поразительную политическую слепоту. Ну как можно одновременно заявлять, что всерьез намерен участвовать в президентских выборах и браться возглавлять Демпартию? Для большинства русских граждан само слово «демократия» – ругательное. Это синоним «развала», «бардака» и некоторых ненормативных слов. Претендент на президентство и на лидерство в «партии революции» не может быть либералом, не может быть «демократом». Неужели не нашлось никого, кто бы ему это объяснил? «На кой черт, если можешь играть в большой лиге, идти в дворовую команду? – возмущался Лимонов. – Вы могли (…) стать кандидатом в президенты от всех оппозиционных сил, а вместо этого будете тяжело добывать жалкие проценты, представляя заранее побитую команду». «Эдичка» загнул, но исходная постановка вопроса у него верная.
Провал Касьянова, несомненно, радует не только и не столько Кремль. Уверен, очень доволен Явлинский, который считает, что именно его «Яблоко» должно стать объединительной площадкой для либералов (и в этом есть некоторая логика). Он считал и считает Касьянова бастардом, влезшим на чужую поляну. Аналогичного мнения придерживаются и лидеры СПС, и Рыжков-младший, в субботу проводивший съезд своей Республиканской партии, и невзлинская тусовка (Литвинович, Каспаров, Осовцов), в свое время направо и налево жаловавшаяся на чванство Михмиха. Представляю, как они сейчас хихикают.
Кроме того, история с ДПР ускорит окончательное свертывание рынка партий, во всяком случае, старый механизм их купли/продажи безвозвратно канет в Лету. Законодательство и так ужесточили до предела. А тут еще история, которая учит, что покупка партий чревата не только «кидаловом», но и публичным срамом.
Избранный лидером ДПР Андрей Богданов на съезде Демократической партии России (фото: ИТАР-ТАСС) |
«Российского Ющенко» из Касьянова не выходит. Как каменного цветка. Вряд ли он теперь решит переквалифицироваться в управдомы. Но, с другой стороны, времени на создание новой партии у него не осталось. В «Яблоко» и СПС ему дорога, в общем, закрыта. Неужели он теперь к республиканцам пойдет? Можно, конечно, вообще забыть о думских выборах и сосредоточиться сразу на президентских, но только это совсем потешно будет. «Вторая Хакамада» против «преемника». А ведь когда-то Касьянов вопросы ценой в сотни миллионов разруливал. Sic transit…
Как известно, в День народного единства «евразийцы» и их союзники решили провести «антиоранжевый» митинг. Однако из-за просчетов и элементарной безалаберности организаторов в числе его участников оказались поклонники коричневой эстетики (потом, правда, сообщалось, что это была провокация), к тому же не совсем пристойные речи порой звучали с трибуны. В общем, «Правый марш» объявили «фашистским» и по полной программе выстирали в СМИ. В дальнейшем о нем часто вспоминали в связи с «арбузным» роликом «Родины», хотя эта партия никакого отношения к маршу не имела. Впрочем, назвался груздем… Либералы уже пытались ответить 27 ноября, устроив «провокационный пикет» напротив московской мэрии, но он был зачищен милицией за несколько минут.
Вторая попытка была уже надлежащим образом оформлена и реализована. Но все равно не получилась. Наблюдатели уже отметили, что «антифашистов» оказалось почти в два раза меньше, чем «фашистов» (4 ноября в акции участвовало до 5000 человек, а в минувшее воскресенье, несмотря на весь промоушен, на Тургеневскую площадь явилось, по самым комплиментарным оценкам, около 2000). И что внешне акции либералов стали уже практически неотличимы от тусовок «Трудовой России» образца 1990-х годов. Та же толпа престарелых чудаков, маргиналов и фриков, в которой если вдруг найдется чистое приличное лицо, то это непременно окажется или организатор, или журналист, явившийся по работе, или куратор. Отличие только в цвете флагов и содержании лозунгов. Впрочем, некоторое сближение отмечено и в этом направлении. Ведь колонна либералов шествовала под советские военные песни, словно силясь спародировать фантазии Проханова и Березовского.
Лидер Союза правых сил Никита Белых (фото: Митя Алешковский/ВЗГЛЯД) |
Но главное другое. На «Антифарше» были только либералы. Собственно, более никого и не звали. Таким образом либералы отделили себя и от левых, и от правых, если и не записав их чохом в «фашисты», то, во всяком случае, показав, что только себя они считают настоящими «антифашистами». С либералов-лоялистов вроде Белых, «белоснежки» Явлинского или ультра типа Новодворской взятки гладки. А вот тот же Каспаров, еще недавно рассуждавший, что все, кто против Путина, просто обязаны встретиться на улице, и прочие «революционеры» напрасно засветились на этом мероприятии. Нацболы, младородинцы, бойцы ДПНИ и прочие в принципе это никак не одобрят. Сами по себе они еще куда больший сброд, чем маршировавшие в воскресенье по Мясницкой, но с кем Гарри Кимович хотел бы Путина свергать? Не с Гозманом и Гайдаром же.
В общем, актуализация тем «фашизма» и «антифашизма» основательно застопорила процесс консолидации «партии революции». У нее есть, безусловно, и проблема посерьезнее. Оба претендента на роль вождя – Рогозин и Касьянов – начисто себя дискредитировали. Но тут логика одна. Чем больше у этой публики проблем, тем лучше для страны.