Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
11 ноября 2005, 08:46 • Авторские колонки

Виктор Топоров: Кинофестиваль класса «Х»

Виктор Топоров: Кинофестиваль класса «Х»

Международный кинофестиваль «Золотой ангел» пройдет в Петербурге на Дворцовой площади в июле 2006 года, начавшись на следующий день по завершении саммита «Большой восьмерки».

Дело в том, что «Золотой ангел» претендует на статус фестиваля класса «А». И, по-видимому, получит его.

Однако тот же статус уже вроде бы имеет московский международный, а в одной стране может проводиться лишь один фестиваль класса «А», поэтому непонятно, как быть: отказать Петербургу, понизить Москву или сделать для кинематографической России исключение?

Есть и четвертое решение (и к нему наверняка склонятся): обойтись почетным титулованием. Точь-в-точь как обстоит дело с российским членством в «Большой семерке»: ее переименовали в «восьмерку» не в связи с вступлением России в содружество наиболее экономически развитых стран Запада (где мы, а где Запад?), а исключительно для услаждения нашего слуха.

А раз возможно условное членство в «Большой семерке», то почему бы не быть в России двум фестивалям условного класса «А»? Тем более что и московскому международному, на котором с пугающей частотой побеждают посредственные отечественные ленты, класс «А» присвоен условно – в порядке почетного титулования.

Проведению кинофестиваля на Дворцовой площади поначалу резко воспротивился главный городской олигарх от культуры – директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

Не все это понимают. И главное, этого не понимает отец-возобновитель московского Никита Сергеевич Михалков. Или как минимум не понимал, пока президент-петербуржец не заехал поздравить его с шестидесятилетием.

Комичную ненужность не столько второго (петербургского), сколько двух практически одинаковых фестивалей сразу, к тому же плавно перетекающих один в другой по срокам, подчеркивает и выбор Андрея Кончаловского (родного брата Никиты Сергеевича, если кто запамятовал) на роль «лица» петербургского фестиваля (должность и, не исключено, должностной оклад «лица» в настоящее время лишь уточняются).

Поневоле вспоминается гафтовская эпиграмма на знаменитое семейство. Дополнительный комизм вносит в ситуацию и тот факт, что «лицо» «Золотого ангела» (фестиваля класса «А») известно на Западе как режиссер фильмов категории «Б», а у нас, в России, как автор эротических мемуаров и неутомимый пожиратель – прямо на телеэкране – витаминов и прочих препаратов от доктора Поллинга.

Впрочем, если директором «Золотого ангела» назначат француза (такие слухи тоже ходят), выйдет симптоматично, но отнюдь не сенсационно: ведь важнейшие футбольные матчи у нас уже вовсю судят забугорные рефери. И взяток пока не берут – присматриваются.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (фото ИТАР-ТАСС)
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (фото ИТАР-ТАСС)

Идею «Золотого ангела» встретили не то чтобы в штыки, но неоднозначно. В том числе и в Питере. За проведение фестиваля высказываются, согласно опросам, от 7 до 18% горожан, против – около 70%. Но дело, понятно, не в рядовых горожанах.

Проведению кинофестиваля на Дворцовой площади поначалу резко воспротивился главный городской олигарх от культуры – директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он же, впрочем, предложил и компромиссное решение: киногородок возводится не на мостовой вокруг Александрийского столпа, а во внутренних дворах Зимнего дворца и исторического Генерального штаба.

Правда, как этот компромисс разрешит сакраментальную проблему отсутствия на намечаемом пиршестве духа общественных туалетов (а именно она оказалась в центре развернувшейся дискуссии), сказать трудно. Вспоминаю, во что превратился исторический центр белой ночью на праздновании 300-летия города. На котором, кстати, торговали исключительно пивом – но все пространство от Адмиралтейства до музея-квартиры Пушкина…

Пиотровского уговорили, а Александра Сокурова нет. Лауреат отечественных и хронически незадачливый участник зарубежных кинофестивалей справедливо предполагает, что в родном городе его фильмы не соберут не только Дворцовой площади, но и собачьей площадки.

Как и ленты обоих Германов, отца и сына, которые, впрочем (Германы, а не ленты), в вопросе о «Золотом ангеле» демонстрируют выдержку, граничащую с мазохизмом. Фестиваль горячо поддерживает Николай Бортко – уж на «Мастера»-то с «Маргаритой» пивная публика соберется, – а остальные питерские режиссеры взяли драматическую паузу.

Петербург – столица отечественного телемыла, родина «Ментов», колыбель «Адвоката» и «Идиота». И, разумеется, «Брата» и «Особенностей национальной охоты». Но Балабанов, Рогожкин и их общий продюсер Сельянов пока по отношению к «Золотому ангелу» не определились.

В Петербурге проводится довольно много кинофестивалей. Это и «Фестиваль фестивалей» (проводимый без конкурса, исключительно для широкой публики), и «Послание к человеку» (фестиваль неигрового кино, который, очевидно, вольется в «Золотого ангела» как одна из его программ), и «Чистые грезы», они же «Дебоширфест» (в меру хулиганистый контрфестиваль, на котором, как правило, побеждают параллельщики); в пригородной Гатчине проходит фестиваль «Кино и литература», а в недалеком Выборге – «Окно в Европу». В Петербурге есть Дом кино, созданная год назад Ассоциация кинокритики и возобновленный тогда же журнал «Сеанс». В Петербурге есть несколько мультиплексов, залы которых заполняются в первый день показа и потом по субботам.

Чего в Петербурге нет, так это хорошо обеспеченной тусовки в несколько десятков тысяч человек, ежевечерне как по команде отправляющейся туда, куда ей прикажет журнал «Афиша». Меж тем наличие подобной тусовки – необходимое условие для проведения если не кинофестиваля класса «А» как такового, то кинофестиваля класса «А» в специфически российском понимании этого слова.

И если уж в Москве, где такая тусовка имеется, фестиваль из года в год разве что не проваливается (и неизменно проваливаются в прокате фильмы-лауреаты), то такая же – или еще худшая – судьба ждет и «Золотой ангел».

Инициатор «Золотого ангела» Марк Рудинштейн (фото ИТАР-ТАСС)
Инициатор «Золотого ангела» Марк Рудинштейн (фото ИТАР-ТАСС)

И что по этому поводу думает инициатор «Золотого ангела» Марк Рудинштейн? Неужели ему застила глаза «хорошая ревность» и «белая зависть» к Никите Михалкову? Или он, по-салтыков-щедрински одержим идеей сжечь град Глупов – и выстроить рядом другой, точь-в-точь такой же?

И что думает Рудинштейн, мы не знаем. Но предположить можем. Тем более что подобные мысли вполне вписываются в более широкий контекст – и не только в плане патриотически-верноподданнического переведения на Петербург всех мыслимых и немыслимых стрелок (недаром же «Золотого ангела» горячо поддерживает губернатор Матвиенко).

В город на Неве сейчас идут деньги, большие деньги, и ожидаются очень большие (почему и как это происходит – предмет отдельного разговора). В городе – на московские, как правило, деньги – открываются все новые рестораны, бутики, антикварные и ювелирные магазины; открываются в количестве, обрекающем их на работу в убыток, если не в полный прогар. Такое, правда, в несколько более карикатурной форме происходило и раньше, но тогда дело заключалось в элементарном отмывании денег.

Сейчас другое: предприниматели «метят место», ожидая, пока не подтянется круто «поднявшийся» на шальных деньгах посетитель и покупатель. Та самая хорошо обеспеченная тусовка, которой в Петербурге еще только предстоит возникнуть. И, кстати, возникнув, она, как прогнозируется, проявит куда более высокие духовные запросы, чем уже существующая столичная.

Не зря же наряду и наравне с продуктовыми универсамами в городе появляются (и опять-таки на московские деньги) книжные. И наряду с ИКЕА – мультиплексы.

В эту же картину вписывается и замысел Рудинштейна: даешь фестиваль сегодня, а публика подтянется завтра! Причем это будет более интеллигентная публика, чем в Москве, а значит, и петербургский международный автоматически окажется лучше московского.

Не фестивальный у нас город, правда, не праздничный, даже в праздные дни не праздничный. Но этого Рудинштейн как раз не знает (да и откуда?), а если и знает, то вознамерился преодолеть. Что ж, флаг ему в руки. Триколор. С завернутым в него ангелом с Александрийского столпа и Адмиралтейской иглой в придачу.

..............