Сергей Лебедев Сергей Лебедев Трамп собирает силы для конфликта с Китаем

В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.

8 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Залужный увидел шанс стать Зеленским

Хорошо выступать за Киев против Москвы, когда на войну можно смотреть как на шоу по телевизору. А вот когда появится реальное чувство опасности, что из-за украинских политиков война придет и в твой дом, отношение к конфликту будет совсем другое.

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?

30 комментариев
21 октября 2005, 16:03 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Апокалипсис сегодня

Леонид Радзиховский: Апокалипсис сегодня

Письмо полковника Квачкова понаделало шуму. Оно и немудрено – нечасто наши газеты печатают прямые призывы к вооруженному свержению существующего строя, того самого «оккупационного режима инородческой власти».

Однако помимо политической суеты есть здесь и мощная историческая традиция, развитие хорошо известного в России жанра «плача Ярославны». «Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю, что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже помимо законного управленья образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного». Это не Квачков – это всего лишь Н.В.Гоголь. Так кончаются «Мертвые души», часть вторая.

В принципе вполне логично, что человек, увидевший из Рима птицу-тройку, «обгоняющую другие народы и государства», оттуда же увидел и скорую «гибель России», – это, как говорится, две стороны медали, хорошо дополняющие друг друга (мания величия – мания преследования). Но интереснее другое. Откуда в России это «вечно апокалипсическое» настроение?

Кто-то, прочитав слова Гоголя, умилится: смотрите, ВСЕ предвидел! Что – все? Как – что? Да все! И Октябрьскую революцию («гибель России»), и сегодняшнюю систему коррупции («другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного»).

На самом деле «предсказательная сила» высказываний классика равна нулю. Этот текст написан в 1846-м – за 70 лет до «гибели России». Так не предсказывают. Ясно, что рано или поздно любое государство (строй) так или иначе рухнут, не говоря уж о том, что царский строй рухнул от чего хотите, но только не от взяток. Гоголь не предсказывал – он просто изливал свои апокалипсические настроения, предчувствия «гибели России».

На самом деле «предсказательная сила» высказываний классика равна нулю

Гибель России… Есть ли более дешевая, банальная, расхожая тема для самого распаршивого журналиста? Но вся эта болтовня опасна – ведь она из разряда самосбывающихся пророчеств. Если журналисты (да еще с помощью ТВ массового поражения) изо дня в день вопят, ноют, бубнят, ерничают (кто во что горазд)о «гибели», «вымирании», «вырождении», «национальной катастрофе» и т.д. и т.п., то они убедят народ! Тем более во что-что, а в «страшное» люди верят легко. Дорог апокалипсис к обеду – подавай немедленно, после горячего, на десерт!

Тут ведь все дело только в эмоциях. Факты легко выворачиваются в любую сторону. Теракт в Нальчике. Страшно, потеря Кавказа, крах кремлевской политики и т.д. и т.п. – пошла, засвистала машина. Правда? Правдоподобно, скажем. А если так: провалившийся теракт, перебитые горе-боевики, да и вообще число терактов за последний год уменьшилось по сравнению с предыдущим в разы, даже в Чечне стало спокойнее. Правда? В общем, как ни странно, – правда. Почему же «странно»? Потому что натасканное на «караул!» наше ухо плохо различает другие звуки.

Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь

Это связано и с удивительной позицией ТВ-начальства. Политическая цензура (в форме самоцензуры) у нас, как известно, достаточно жестока. Прямая критика президента запрещена, зато апокалипсические крики о «катастрофе» считаются нормой жизни, как нормой считается и отсутствие положительной информации. Знаете, какой канал ведет самую активную проправительственную пропаганду? Угадайте с трех раз! Не угадаете. Потому что это частный принципиально абсолютно аполитичный канал СТС.

Он ведет «государственническую пропаганду», потому что не ведет никакой, потому что не интересуется государством, не дает новостей, не подлизывается к Кремлю, а просто показывает НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ НОРМАЛЬНОГО СРЕДНЕГО КЛАССА! Нет тут ни апокалипсиса, ни гибели России, ни скорби об СССР, ни коварных врагов от США до Грузии, ни «вымирающего народа», ни бандитов, ни терактов, ни олигархов – ничего из того обязательного бреда, которым потчуют своих зрителей большие, серьезные ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, получая в той или иной форме «ценные указания» и финансовые потоки от государства.

«Жизнь стала лучше, жить стало веселее» – это ПРАВДА. Правда для десятков миллионов людей в России, которые живут вполне европейской жизнью. Которые в отличие от своих родителей интересуются не «доставанием» колбасы, а выбором современной косметики, покупают не «Жигули», а автомобили, привыкли отдыхать «как белые люди», не понимают, как им в ресторане могут кого-то чужого «подсадить» за столик. В общем, они живут примерно так, как средний класс в Европе, у них те же проблемы – жилье, здоровье (в том числе невозможное в советские времена обсуждение сексуального здоровья), вложение денег. Черт возьми, ну если все это появилось В ДЕСЯТКАХ МИЛЛИОНОВ СЕМЕЙ, то почему же мы «гибнем»?!

Гибнем – потому что нам это внушают ежедневно. И люди, в общем, верят, как-то не соотнося свою реальную жизнь с этим «общекатастрофическим» ощущением. То – частности (реальная жизнь), а то – общий смысл (демагогия про «гибель России»).

Кадр из сериала «Не родись красивой» телеканала СТС (www.ctc-tv.ru)
Кадр из сериала «Не родись красивой» телеканала СТС (www.ctc-tv.ru)

Ну а в менее устойчивых мозгах (см. тот же полковник Квачков) разговоры про «гибель страны» становятся уже манией, уже руководством к действию. По-военному, раз «гибнем», значит, от «врагов». Врага надо: а) определить; б) уничтожить. Определить просто – власть, для надежности «инородческая». Уничтожение – ну вот попытались с Чубайсом…

В начале ХХ века Россия тоже впервые начала жить «по-человечески». Не десятки миллионов, как сегодня, но миллионы людей в России начали приобщаться к современной западной цивилизации (современной по тому времени, естественно). И точно так же пошли, а затем стали абсолютно обязательными (банальными) разговоры про скорую гибель «режима», про «катастрофичность», «гибельность» (вот только про «вымирание» тогда не говорили – все-таки в семьях было по 10 человек). Ну что ж – гибель России заказывали? Вам какую-с: жареную или с кровью? Выбрали с кровью…

Мораль моей статьи проста. Расслабьтесь и получайте удовольствие – сегодня, а не в ожидании страшного или прекрасного «завтра».

Только… к кому же я обращаюсь? Ведь психоз «Предатели, погибла Россия!» нагнетают за хорошие деньги мои коллеги. А они-то как раз расслабляются и получают удовольствие без всяких моих советов. Но для того чтобы заработать на новую девушку (машину, поездку, квартиру, наконец), надо в режиме нон-стоп грузить «гибель России» бочками, будь то в оппозиционных изданиях слева («инородческие оккупанты»), справа («чекистский режим») или в государственном центре («просто вымираем» и «на развалинах СССР скорбим»).

Так что писателей успокаивать не нужно, а читателей как я один успокою? Ведь моим коллегам надо же зарабатывать «гибелью России» да на икру насущную…

..............