Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

3 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

2 комментария
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

8 комментариев
23 марта 2015, 11:41 • Клуб читателей

Женщины справляются не хуже

Дмитрий Панков: Женщины справляются не хуже

Женщины справляются не хуже
@ из личного архива

В нашей стране равноправие мужчин и женщин было закреплено впервые в мире Октябрьской революцией. Однако если говорить о профессиональных свершениях женщин, то здесь, надо признать, минус. Большой жирный минус.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Дмитрия Панкова о том, как помочь женщинам успешно совмещать работу и семейные обязанности.

В Отечестве равноправие мужчин и женщин было закреплено впервые в мире Октябрьской революцией. С тех пор в большинстве своем женщины работают вне дома и ориентируются чаще на карьеру работницы, служащей или предпринимательницы, нежели домохозяйки.

Нужно законодательно утвердить список «женских» работ

Однако если говорить о профессиональных свершениях женщин за этот период в целом, то здесь, надо признать, минус. Большой, жирный минус.

Но ведь кандидаты и доктора наук, начальники и министры, хозяйки высоких кабинетов – все в наличии, какой еще минус?! А такой. Подумайте: женщина-ученый или женщина-политик – это определение обозначает женщину, справившуюся не хуже мужчины, поскольку пол выползает на сексистское первое место. Таких действительно предостаточно, и, несомненно, век усилий стоил того, чтобы мужчины признали: да, могут не хуже.

А вот с великими учеными или великими политиками женского пола – полный провал. И прежде, чем приводить имена, подумайте: если бы это был мужчина, стал бы он столь широко известным? После такого простого теста с десяток имен за сто лет равноправия, пожалуй, наберется. Негусто.

Возможно, к труду есть какие-то ограничения, о которых не принято говорить – умственные или физические? Вряд ли. Нет разумных ограничений для женщин заниматься, скажем, математикой – девочек в матклассах мало не потому, что их туда не берут, правда же? И те, кто идет, справляются отлично.

Нет ограничений для женщины стать, к примеру, пилотом – в израильских ВВС много девушек за штурвалами боевых машин. Таких примеров можно привести великое множество. Некоторые исследователи даже настаивают, что женщины от природы выносливее мужчин и в силу этого с некоторой физической работой они так вообще справляются лучше – было бы глупо с этим спорить.

Возможно, ограничения могут быть там, где нужна физическая сила, но, к счастью, такой работы в мире все меньше и меньше благодаря развитию робототехники и автоматизации – не станем зацикливаться.

Ограничений, стало быть, нет, возможностей – хоть отбавляй, а результат один: не хуже. А чего же нам стоило это признание? Вот Петр Акопов полагает, что мы, общество, заплатили убийством семьи. Конечно, довод о кратном увеличении домохозяйств демонтажом классической семьи кажется разумным, но мне думается, что дело куда серьезнее – мы просто вымираем.

Ну или нас вымирают – еще надо разобраться, что за вражина эмансипацию придумала и какого она пола была. «Википедия» честно об этом вымирании говорит: суммарный коэффициент рождаемости у нас ниже уровня воспроизводства поколений уже больше четверти века.

О чем говорит падение коэффициента рождаемости, понятно, а вот рост на этом графике не обязательно должен означать улучшение ситуации, как вы понимаете. Он может быть связан с увеличением числа мигрантов, например из стран с более консервативным подходом к рождению детей.

То есть два ребенка для русских семей – минимум, но при этом хотя бы у половины семей должно быть три и более: надо же как-то компенсировать чайлдфри, погибших детей, бесплодие и другие неприятные моменты и закономерности.

Здесь нужно остановиться и отметить, что демографическая ситуация сама по себе ничему причиной не является и рассматриваться отдельно не может. Это следствие той самой догмы, которая когда-то была нам навязана, что благосостояние общества складывается из благосостояния всех его членов. Нет, друзья, не складывается. Потому что благосостояние женщины сейчас – это не рождение большого числа детей, а совсем наоборот.

Работать, строить карьеру, быть всячески независимой – на порядок проще и почетнее, особенно при отсутствии серьезных государственных гарантий. С престижем материнства тоже не очень складывается. И объем домашней работы – о-го-го, не то что офисной! И это все без выходных, отпусков и праздников.

Регулировать демографию должна государственная политика и идеология, и проблема эта – не из области фантазий-2020 или даже 2050. Здесь уже мысль уходит на столетия вперед, столетия. А скажите, с приматом личного благосостояния кому охота думать так далеко?

Насколько вообще возможно стратегическое планирование в условиях жесткой диктатуры либерализма laissez-faire? И насколько возможен переход от личного к общественному при таком тоталитаризме мнений?

А чем вообще может быть полезно государство в ситуации нынешнего серьезного демографического спада, если основная проблема – проблема престижа материнства – вот так просто не решается? Материнский капитал как-то не очень тянет на серьезные госгарантии.

Мне видится такое решение: законодательно утвердить список «женских» работ с возможностью неполного рабочего дня – четыре или шесть часов – и с фиксированной минимальной часовой оплатой, чтобы заработная плата была достаточной даже для одиноких матерей.

Чтобы они с ней не чувствовали себя никак ущемленными по сравнению с работающим на полную ставку мужем. И на таких работах именно молодым матерям или вообще женщинам должно отдаваться предпочтение по сравнению с мужчинами.

Почти любая офисная работа – бухгалтерия, финансы, делопроизводство, биржевая деятельность, продажи, техподдержка – ну не мужская она! В наши дни есть из чего выбрать, помимо стандартных кассир-вахтер.

Думаю, это не единственное решение: возможно, найдутся и более изящные, особенно если за дело женщины возьмутся. Но нужно перестать выбирать одну из ролей: возможность совмещения семейных дел с работой была бы серьезным шагом для женщин на пути уже не для завоевания равных прав, а отвоевания права быть женщиной во всех смыслах.

Максим Горький в «Мещанах» сформулировал важнейшую мысль столетия: «Права не дают, права берут».