Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
12 января 2015, 09:40 • Клуб читателей

За дешевой нефтью закономерно приходит дорогая

Юрий Маракулин: За дешевой нефтью закономерно приходит дорогая

За дешевой нефтью закономерно приходит дорогая
@ из личного архива

2014-й пустил к черту больше прогнозов, чем все предыдущие десятилетия. И все потому, что с более-менее высокой вероятностью можно предсказывать только разумные, логичные действия. Но никто не мог всерьез полагать, что Европа сделает такие глупости.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Юрия Маракулина, в котором он рассуждает о сложившихся взаимоотношениях России и Запада, рассматривая их с точки зрения маркетинга.

У каждого своя точка отсчета и свой взгляд на рубеж 2014–2015. Я же, как всегда, перевожу все на язык маркетинга. И вы знаете, любопытнейшие выводы получаются, если наблюдать за происходящим с точки зрения битвы корпораций, развития конкуренции, выстраивания преимуществ.

Мы умеем жить по принципу «русские не сдаются

Есть корпорация «Россия», корпорация «Америка», корпорация «Евросоюз» и другие участники рынка.

Страшный сон аналитиков

2014-й, наверное, пустил к черту больше прогнозов, чем все предыдущие десятилетия. И все потому, что с более-менее высокой вероятностью можно предсказывать только разумные, логичные действия. Но никто не мог всерьез полагать, что Европа сделает такие глупости.

Мало кто думал, что европейские власти станут разорять собственный бизнес, начнут обескровливать свою банковскую систему, будут усугублять безработицу, вернутся к дорогостоящей и чреватой потрясениями военной истерии, закроют проект, дававший 100% гарантию стабильных поставок газа. Где в этом логика, нормальная, человеческая логика здравого менеджера? Ее нет.

Немногие допускали, что ЕС и США станут так упорно толкать Россию к азиатскому партнерству. Это даже не рубка пресловутого сука, а спиливание его надежной бензопилой собственного производства. Где в этом логика, нормальная, человеческая логика стратега? Ее нет.

Потерянные преимущества

На самом деле мы наблюдаем интереснейший момент – разрушение европейских авторитетов и деградацию европейских ценностей. Нет, сами по себе они остаются бесспорными: права человека, самоопределение народов, верховенство права, свобода личности... Думаю, ни один человек в здравом уме не станет с этим спорить.

Но весь цирк в том, что как раз Европа – а уж тем более Америка – меньше всех способна проводить эти ценности в жизнь. И занимается их реализацией... злая Россия. Во главе со злым Путиным. И только кровь младенцев разбрызгивается во все стороны... и тишина-а-а-а...

Европейская цивилизация потеряла свой главный ресурс – представление о себе как о могучей силе, военной, экономической, интеллектуальной и моральной.

2014, наверное, пустил к черту больше прогнозов, чем все предыдущие десятилетия (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

2014-й, наверное, пустил к черту больше прогнозов, чем все предыдущие десятилетия (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

В самом деле, многие годы вбивалось представление, что в ЕС и США есть и управляемое разумное государство при полной свободе личности, что Европа всегда найдет конструктивный и эффективный политический ход, что экономика ЕС и США всегда идет на шаг впереди всего остального мира, что мучительные социальные вопросы там разрешаются легко и со снисходительной улыбкой... И все это – из-за демократических ценностей и деидеологизации.

Да, нам это внушали. И я очень хорошо помню, с каким презрением встречали университетские преподаватели мое когдатошнее сомнение...

Лукавые показатели

А теперь выясняется, что все обстоит совсем не так.

Личная свобода оборачивается либо выхолащиванием любой идеи, либо жесткой бюргерской самоцензурой. «Насаждение демократии» бомбами и разрушением целых государств привело к жесточайшему кризису в огромных регионах, и уж меньше всего думали в Брюсселе о праве на жизнь.

А главное, все это оказалось совершенно бессмысленным даже с самой циничной точки зрения – просто взяли и взбаламутили вполне предсказуемые страны и получили в итоге не поддающиеся анализу хаотические тенденции. Вот вам и ничем не прикрытая жесткая идеократия, кстати.

Экономика оказалась наполовину пузырем. Впрочем, это было предсказуемо. Но сама модель «невидимой руки рынка» осталась только в рекламных буклетах для стран третьего мира, а на самом деле она уже фактически не работала, существовала только на искусственно раздуваемом финансовом поддуве.

Неоколониальная экономическая система тоже стала изживать себя – привет, мои проевропейские университетские преподаватели! – и оказалось, что совсем не так много способны заработать европейцы, если у них нет дешевого сырья, дешевой рабочей силы и больших рынков сбыта для товаров с большой добавленной стоимостью.

Кстати, могу сказать, что европейские бизнес-партнеры работают хуже россиян. Выполняют заранее заданные действия по заранее прописанным инструкциям – да, это они умеют, но любой сбой в системе вызывает массовое подвисание и полнейшую беспомощность.

Социальные противоречия только обостряются, потому что денег нет, а без них вместо европейской улыбочки все чаще проявляется оскаленная собачья морда.

Европа и Америка своими руками разрушили свое главное конкурентное преимущество – иллюзию «правильного государства». А ведь иллюзии тоже влияют на рынок.

Ни о каком верховенстве права, ни о какой порядочности или хотя бы простой договороспособности речи вообще не идет: как только стала ясна самостоятельная роль России в мире, все цивилизационные установления моментально забылись и началась ничем не прикрытая идеологическая и экономическая война.

Я могу допустить, что в ЕС, США и НАТО сидят альтернативно одаренные люди, искренне верующие в бредни о страшной русской угрозе. Но я абсолютно уверен: есть и немало тех, кто более трезво оценивает ситуацию. И прекрасно понимает и идиотизм Майдана, и бессмысленность санкций, и нелепость американской политики.

И вот соотношение дураков и мерзавцев – это ключевой вопрос. Потому что с мерзавцем можно договориться, а дурак и впрямь может довести мир до атомной войны ради цветовой дифференциации штанов.

Кризисный менеджмент

При этом с Россией оказалась совсем другая история.

Ницше говорил: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Есть чудесный бойцовский парафраз: «Все, что нас не убивает, допускает серьезную тактическую ошибку». Именно это и произошло. Россию надо было добивать в 90-е, когда никто не вступился бы. Теперь поздно. Мы умеем жить по принципу «русские не сдаются».

После 90-х Россия сохранила единство, восстановила (хотя и не до конца) экономику, нарастила военный, отчасти промышленный и научный потенциал. А главное – вышла на демографический рост.

Россия относительно благополучно пережила финансовый кризис и сейчас имеет один из самых низких показателей внешнего долга в мире. Россия отстояла свои природные богатства, а куда без них деться той же Европе?

Россия, несмотря ни на что, сумела сохранить мировоззренческое единство. Причем совершенно светского толка, на уровне культурной и исторической идентичности. Что лично меня очень радует – я не знаю ничего более нелепого, чем засилье религиозности.

При этом в России действует вполне либеральное законодательство и вполне демократичная общественная практика (да, с определенными флуктуациями, но они есть и в Европе, и в США, и даже в куда более жестком виде).

Россия выстроила целый ряд альтернативных систем политического взаимодействия: БРИКС, ШОС, ТС, связи с южноамериканскими странами, сотрудничество с Китаем и прочее. Более того, Россия – одна из немногих стран, действительно готовых выстраивать взаимодействие по принципам международного права, а не по капризу, глупости или ханжеству.

Маркетинг возможностей

Какой из этого следует вывод?

Да все будет хорошо. Полагаю, заявленных двух лет вполне хватит для выхода из кризиса, учитывая, что он навязан нам извне, а не вызван структурными проблемами. Имеющиеся провалы не так уж сложно устранить.

Да, падение цены на нефть нам икнется. И санкции тоже, хотя в гораздо меньшей степени. Но это не так страшно: в любом кризисе всегда кто-то выигрывает. К тому же есть работающая структура экономических отношений – да, уязвимая, да, пока несовершенная, но в целом работающая. А доведение до ума – это вопрос времени.

И не забываем, что за дешевой нефтью закономерно приходит дорогая.

Падает рубль? Ну что ж, значит, бюджет получит больше рублей для инвестпрограмм и развития инфраструктуры. Между прочим, именно государственный заказ помог той же Америке выйти из Великой депрессии, и в России этот опыт, похоже, учитывается.

Падают акции? Ну то ж, капитализация состоит из многих параметров, и прежде всего – из реальных мощностей, основных средств. А они никуда не деваются. Что ни говори, и ресурсы – в чисто физическом отношении – лежат здесь. И без них ни Европе, ни Азии не жить.

Цены растут? А когда они не росли? Разве что при Сталине, но тогда было много других неприятностей.

Приходится переориентироваться с Запада на Восток? Давно пора было это сделать, незачем класть все яйца в одну корзину.

Перспективы «заката Европы» мы еще только начинаем нащупывать, а США, вероятнее всего, будут терять свои позиции и даже активы. Думаю, вскоре мы узнаем много интересного об американской экономике – этой финансовой пирамиде с весьма лукавой статистикой и серьезным структурным дисбалансом. Нельзя вечно рассчитывать на одни только бумажки...

Риски и угрозы

Одного опасаюсь: этакой гоп-идеологии по принципу «кто не с нами, тот против нас». Сейчас так себя ведут люди, по неразумию называющие себя демократами. Но есть шанс, что так поведут себя и консерваторы. И вот это реальная опасность для страны, потому что орать лозунги может и попугай, а делать дело – нет.

Все, что нас не убивает...

..............