Трамп и Хьюсон побеседовали в пятницу, после чего глава Lockheed Martin выразила готовность начать «агрессивную» политику по снижению стоимости самолета, о чем сообщил «Твиттер» компании.
Концепция F-35 весьма спорна, многие опции вообще непонятно для чего существуют, его эффективность не доказана опытным путем
Однако у подобной сговорчивости Мэрилин Хьюсон есть и иная подоплека: в среду, как сообщает Reuters, прошла встреча Трампа с представителями ее конкурента – концерна Boeing. Характерно, что спустя сутки Дональд Трамп написал в своем «Твиттере»:
«Исходя из огромной стоимости и перерасходов на F-35 от Lockheed Martin, я попросил Boeing назвать цену на аналогичные F-18 Super Hornet».
Reuters также сообщает, что, несмотря на оптимистические заявления Lockheed Martin, рынок симптоматично отреагировал: в пятницу акции компании упали на 1,3%, приблизившись к самым низким показателям, которые наблюдались 8 ноября, сразу после выборов президента США. При этом показатели Boeing остались на прежнем уровне.
12 декабря Трамп уже давал оценку программе F-35, заявив, что ее стоимость «выходит из-под контроля», от чего, по данным The Independent, Lockheed Martin потеряла в стоимости 2 млрд долларов в течение часа после заявления.
Тогда исполнительный директор компании Джефф Бабиони, как сообщило РИА «Новости», попытался оправдаться, заявив, что Lockheed Martin изначально инвестировала сотни миллионов долларов в то, чтобы «уменьшить стоимость летательного аппарата примерно на 70% по сравнению с изначальной стоимостью, по нашим расчетам, она составит около 85 млн долларов к 2019 или 2020 году».
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский согласился с тем, что переключение внимания американской «оборонки» с F-35 на F-18 стало бы разумным решением.
«На сегодня F-18 – один из лучших американских истребителей, который вполне логично мог бы заменить базовую машину ВВС США – F-16. А вот F-35 на эту роль просто не годится, не тянет по техническим параметрам. В целом концепция этого самолета весьма спорна, многие опции вообще непонятно для чего существуют, его эффективность не доказана опытным путем», – сказал он.
«Да и не верю в то, что его разработку и производство можно удешевить, – признал Мураховский. – Многолетняя практика, напротив, показывает, что обратного отсчета в таких делах не бывает, расходы могут только расти».
В свою очередь бывший заместитель главкома ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО государств СНГ генерал-лейтенант в отставке Айтеч Бижев пока не готов предположить, за счет чего Lockheed Martin может удешевить модель.
«Теоретически любой производитель может пойти на поводу пожеланий заказчика, – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД. – За счет новых технологий, материалов, используемых при производстве основных узлов. Уверен, чтобы не потерять заказ и многомиллиардные инвестиции, конструкторы будут «из штанов выпрыгивать». Другое дело, что может получиться, как у нас в 90-е. Когда клиенту привезли машину, а она не заводится. Он звонит, а ему отвечают: «А ты хотел, чтобы за такие деньги она еще и ездила?»
Как писала ранее The Fiscal Times со ссылкой на главу Бюро испытаний и оценки в структуре американского оборонного ведомства (Operational Test and Evaluation Office) Майкла Гилмора, сроки боевых испытаний F-35 сдвигаются на год – тестирование начнется не ранее августа 2018 года. В свою очередь American Thinker сообщал, что разработка этого истребителя, на который США возлагали огромные надежды, едва ли когда-нибудь вообще завершится успехом, учитывая имеющиеся у самолета серьезные недостатки. Кстати, в начале текущего года военно-политическое издание The National Interest включило F-35 в рейтинг самых неудачных истребителей.