Как сообщает пресс-служба Кремля, президент России Владимир Путин, беседуя накануне по телефону с иранским коллегой Хасаном Рухани, подчеркнул: Россия призывает к незамедлительному прекращению боевых действий в Йемене и к активизации усилий, в том числе в ООН, по выработке вариантов мирного урегулирования конфликта. Россия будет настаивать на возобновлении переговорного процесса, который готовился при посредничестве спецпредставителя генсека ООН, подчеркнул глава МИД России Сергей Лавров. «Надеемся, что все остальные страны, вовлеченные так или иначе в йеменскую ситуацию, будут действовать таким же образом», – заявил министр, отвечая на вопрос на пресс-конференции по итогам своего визита в Гватемалу.
Страна, которая создала «Аль-Каиду», вряд ли должна рассчитывать на благодарность
Но, констатировал Лавров, реакция США на происходящее в Йемене демонстрирует двойные стандарты. Глава внешнеполитического ведомства сопоставил то, что происходит сейчас в Йемене, с кризисом на Украине. Лавров отметил, что украинского кризиса не произошло бы, если бы 22 февраля прошлого года Европа и те страны, которые были свидетелями при подписании соглашения украинской оппозиции и Януковича, употребили свое влияние и потребовали немедленно восстановить договоренности, растоптанные оппозицией. «В Йемене США повели себя диаметрально противоположным образом», – констатировал глава МИД России.
«Приходится использовать избитое клише: очевидные двойные стандарты, хотя, конечно, мы не хотели ни того, что происходит на Украине, ни того, что происходит в Йемене», – подчеркнул Лавров.
«Держали в секрете от Вашингтона»
Напомним, что накануне госсекретарь США Джон Керри провел телефонные переговоры с главами МИД арабских стран Персидского залива и «высоко оценил действия коалиции, начавшей военную операцию» в Йемене. Ранее Барак Обама пообещал, что Соединенные Штаты окажут силам коалиции «логистическую и разведывательную поддержку».
Американский контроль над ситуацией может оказаться иллюзорным, что делает происходящее еще более непредсказуемым. В пятницу Reuters со ссылкой на свои источники в американском руководстве сообщило: «Саудовская Аравия вплоть до последнего момента держала в секрете от Вашингтона некоторые ключевые подробности своей военной операции». Напомним, что о начале операции мир узнал из заявления посла Саудовской Аравии в Вашингтоне Аделя аль-Джубира. «Королевство берет на себя более агрессивную роль в регионе, дабы компенсировать то, что воспринимается как размежевание с США», – делает вывод агентство.
Отметим, что власти Ирака, сдерживающие атаку «Исламского государства*», накануне высказались резко против военной операции Саудовской Аравии в Йемене, так как использование силы лишь ухудшит обстановку. Следует напомнить, что в Йемене усиливает свои позиции «Аль-Каида* на Аравийском полуострове» (АКАП), недавно присягнувшая на верность ИГ.
«Буря» грянула сильнее
Сообщения, поступавшие в пятницу из Йемена, охваченного гражданской войной, а теперь еще и подвергшегося внешнему вмешательству, свидетельствуют о том, что о мирном урегулировании пока никто не помышляет. Международная коалиция, руководимая Саудовской Аравией, продолжает наносить авиаудары по столице Йемена Сане, которую удерживают шиитские мятежники-хуситы.
Десятки жителей города убиты и ранены – об этом в пятницу сообщил ливанский телеканал «Аль-Манар», близкий к шиитскому движению «Хезболла». Точных сведений о потерях среди мирного населения пока нет. С рассветом по призыву городских властей сотни добровольцев направились на помощь спасателям, работающим в районах, которые подверглись воздушным налетам, передает ТАСС. ПВО повстанцев открывает ответный огонь, чтобы «отогнать» атакующих, но результатов это не приносит – самолеты быстро возвращаются и вновь наносят авиаудары. В столице слышны громкие взрывы, самые сильные за 24 часа с начала воздушной атаки, передает РИА «Новости» со ссылкой на Sputnik.
По данным общеарабского телеканала «Аль-Джазира», Саудовская Аравия задействовала в операции «Буря решимости» 100 боевых самолетов. Объединенные Арабские Эмираты готовы поддержать коалиционный удар, предоставив 30 самолетов, Кувейт и Бахрейн – по 15 самолетов, Катар – 10, Иордания и Марокко – по 6, Судан – три самолета. Власти Египта заявили о том, что предоставляют для операции в Йемене четыре корабля своего ВМФ, которые уже направлены в Аденский залив, и поддержку с воздуха. Аналогичное обещание (правда, без уточнения количества боевых кораблей) дал и Пакистан.
Накануне в результате авиаударов была разрушена находящаяся под контролем хуситов авиабаза в Сане и несколько арсеналов. За прошедшую ночь бомбардировкам подверглись жизненно важные объекты в Сане, ряд госучреждений и военных объектов – в том числе, база Республиканской гвардии и штаб внутренних войск. Целями авианалетов стали установки ПВО в провинции Аль-Ходейда на западе страны. Арабские СМИ сообщают о том, что хуситы передислоцируют военную технику в северную провинцию Саада, чтобы избежать ее попадания под бомбежки. В пятницу, как передает Reuters, самолеты коалиции уничтожили радарную установку на авиабазе йеменских ВВС в пяти километрах от нефтяного месторождения Мариб.
Нефтяной рынок уже не боится
#{interviewpolit}Напомним, что Йемен, пожалуй, единственное государство на Аравийском полуострове, не обладающее значительными нефтяными запасами, однако географическое расположение страны делает ее стратегически важной для прохода нефтяных танкеров из Персидского залива через Индийский океан, Красное море и далее через Суэцкий канал.
В пятницу стало известно, что военно-морские силы международной коалиции заблокировали Баб-эль-Мандебский пролив, связывающий Красное море с Индийским океаном. Отметим, что ранее глава Центрального командования ВС США CENTCOM генерал Ллойд Остин уверял, что американские военные вместе с партнерами по коалиции работают над тем, чтобы не допустить закрытия важного для торговли Баб-эль-Мандебского пролива.
Египетская газета «Аль-Ахрам» со ссылкой на неназванные источники сообщает: «Западный флот Саудовской Аравии также блокировал главные порты Йемена, в том числе Аден». Напомним, что стратегически важный портовый город Аден, «экономическая столица» Йемена, был на днях взят войсками хуситов.
Как бы то ни было, нефть вновь стала дешеветь. По состоянию на утро пятницы стоимость майского фьючерса на североморскую смесь нефти марки Brent (с которой связана цена на российскую нефть марки Urals) снижалась на 1,64% – до 58,22 доллара за баррель. Как отмечает РИА «Новости», аналитики полагают, что боевые действия в Йемене не угрожают перебоями мировых поставок черного золота. В свою очередь, как передает Bloomberg, инвесторы оценивают, насколько сильным может оказаться влияние военной операции в Йемене на нефтяные поставки из соседних стран, в то время как добыча нефти в США продолжает оставаться на рекордно высоких уровнях.
«Война по доверенности»
Впрочем, спекулятивное «успокоение» нефтяного рынка не означает, что мировое сообщество не опасается последствий «Бури решимости». Напротив, большое беспокойство вызывает то, что Саудовская Аравия и ее союзники вслед за авианалетами приступят к наземной части операции. Напомним, что королевство сразу после начала операции в Йемене проинформировало Вашингтон о готовности задействовать «на земле» 150 тыс. своих военнослужащих.
На то, что в таком случае шиитский Иран, почти открыто поддерживающий единоверцев-хуситов, еще сильнее втянется в противостояние с саудитами, указывают европейские СМИ. «Возможная интервенция в Йемен несет в себе и долгосрочные риски, – отмечает в пятницу Deutsche Welle**. – Так, неясно, как отреагирует население и различные йеменские племена на вторжение саудовцев. Впрочем, гораздо более значительной опасностью экспертам представляется обострение отношений с Ираном, который уже пообещал жестко отреагировать на вмешательство Саудовской Аравии в конфликт в Йемене».
#{intervieweco}Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, Тегеран в последние годы постоянно подпитывает йеменских хуситов оружием. Что касается ирано-саудовских отношений, то, как заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, «это отношения холодной войны, переходящей в горячую». «Это, что называется, «война по доверенности», которая идет на территории третьих стран, она может что-то выявить, проявить, но не более чем», – сказал эксперт, добавив, что аналогично можно было заявить, что «операция под Сталинградом обострила наши отношения с Третьим рейхом».
Deutsche Welle отмечает, что в ходе «арабской весны», с 2011–2012 годов, Иран значительно укрепил свои позиции на Ближнем Востоке: во многом именно благодаря исламской республике, Башару Асаду удалось удержать власть, Иран помогает иракским властям бороться с ИГ, у Ирана традиционно сильны позиции в Ливане и Бахрейне, где, как и в Йемене, часть населения составляют шииты.
Заметим, что в островном королевстве Бахрейн, расположенном в богатом нефтью районе Персидского залива, правит суннитская династия, которая поддержала операцию саудитов в Йемене. Но большинство населения здесь исповедует шиитскую версию ислама. А шиитский Иран считает Бахрейн своей незаконно захваченной территорией. Отметим, что местная версия «арабской весны» в виде восстания шиитов, охватившего страну в 2011 году, отнюдь не была поддержана Западом и аравийскими монархиями. Напротив, именно из страха перед ростом влияния Ирана Саудовская Аравия отправляла в Бахрейн свои войска.
«Значительная часть гастарбайтеров – йеменцы»
«Кроме того, восточная провинция Саудовской Аравии, в которой находится основная часть их нефтяных запасов, населена в основном шиитами, а они с симпатиями смотрят на шиитов, берущих власть в Йемене. Поэтому саудовцы крайне обеспокоены ситуацией, которая там складывается», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД главный научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Владимир Исаев. Он добавил, что значительная часть гастарбайтеров, которые работают в Саудовской Аравии, – йеменцы.
Кроме того, отметил эксперт, тот факт, что «Йемен находится в состоянии полураспада и что продолжается это не первый год, саудовцы и поддерживающие их страны рассматривают как распространение иранского влияния на арабские страны». «Реакция саудовцев вызвана продвижением шиитов-хуситов в сторону их границ, они фактически вышли на эти границы», – добавил Исаев.
Эксперт прогнозирует, что «так и в Йемене теперь будут воевать, пока не найдется какой-то точки соприкосновения и стороны не придут к согласию по тем или иным вопросам, прежде всего, это касается провинции на севере – Саада, в которой проживает большая часть хуситов».
«Не самый лучший партнер американцев»
При этом отношения Саудовской Аравии и США не удивили эксперта. «Никто никогда даже самому ближайшему союзнику не скажет все до конца. Муж с женой не говорят до конца друг другу то, что у них на уме, – улыбнулся собеседник. – Естественно, что каждая страна, какими бы близкими ни были партнерские отношения, сохраняет свои определенные интересы, которые рассчитывает использовать в ситуации в свою пользу». Политолог подчеркнул, что вряд ли саудовцы посвятили США во все детали. «Несмотря на союзнические отношения, каждая страна преследует свои цели, стараясь сберечь свой режим, защитить свои интересы в том или ином регионе, особенно в области пограничных районов, ничего удивительного в этом я не вижу», – заключил эксперт.
Понятно, что «Саудовская Аравия – не самый лучший партнер американцев, и американцы не слишком радуют Саудовскую Аравию поддержкой, – в свою очередь отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. – А почему должно быть иначе? Страна, которая создала «Аль-Каиду» и использовала ее, в том числе, и против американцев, вряд ли должна рассчитывать на благодарность». «В отношениях между странами работает старое правило: бей своих, чтобы чужие боялись», – добавил собеседник. «Хотя США и Саудовская Аравия считаются тесными союзниками, американцы, что, не должны предавать своих союзников? – отмечает Сатановский. – А зачем нужны союзники? Исключительно, чтобы торговать ими в собственных интересах, что США, да и все, кто только может, успешно делают».
«Прежнего Ближнего Востока больше нет»
Россия «призывает, чтобы конфликт в Йемене разрешался мирным путем, но одно дело призывать (на Украине, например, мы тоже призываем), только не всегда это получается», отмечает Владимир Исаев.
При этом у России всегда были интересы на Ближнем Востоке. Это и нефтяные интересы, и экономические, и военные, а также в области высоких технологий – мы подписали ряд соглашений о строительстве атомных электростанций в Египте, Иордании и так далее. У нас есть построенные атомные электростанции в Ливии, серьезные экономические и военные интересы у нас в Сирии, Египте, а также нефтяные интересы в Ираке, рассказал собеседник: «Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы там не было войн. Но, к сожалению, ситуация, особенно начиная с 2011 года, обострилась. Того Ближнего Востока, который существовал до конца 20-го века, больше нет», – подчеркнул политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента