После четырехчасового обсуждения парламент Грузии смог накануне принять в первом чтении поправки в конституцию, ограничивающие полномочия президента страны.
Всякая попытка вывести меня из политической борьбы сейчас или в будущем не увенчается успехом
За изменения в основной закон страны единогласно проголосовали 135 депутатов из 147 парламентариев.
«Согласно предлагаемой поправке, в случае роспуска правительства президентом или его ухода в отставку на это же правительство возлагается исполнение обязанностей до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство в соответствии с установленной конституцией нормой, то есть президент представляет новый кабинет министров, а парламент выражает ему доверие», – пояснил до начала голосования председатель юридического комитета парламента Вахтанг Хмаладзе.
Если же парламент трижды не вынесет вотум доверия кабинету, то глава государства уже будет ограничен в праве единолично назначать новый состав правительства. Правда, при этом президент сохранит право распустить парламент и объявить досрочные выборы.
В таком случае ушедшее или отправленное в отставку правительство продолжает исполнение обязанностей до объявления доверия новому составу кабинета министров избранным в результате внеочередных выборов парламентом.
Для прохождения поправок ныне находящаяся в оппозиции пропрезидентская партия «Единое национальное движение» потребовала провести рейтинговое голосование, чтобы доказать правящей партии невозможность принятия поправок без своей поддержки, передает РИА «Новости».
В итоге за изменения конституции действительно проголосовали лишь 93 парламентария вместо 100. После этого члены парламентского меньшинства в количестве 53 человек единогласно поддержали конституционные поправки.
Этот маневр позволил нынешнему президенту Михаилу Саакашвили представить принятие поправок как свою победу. «Это был важный день для грузинской демократии и для формирования демократической реальности для новой Грузии. Мы доказали, что всегда сможем договориться во благо страны... Мы доказали, что создали современное государство на Кавказе», – заявил он по итогам голосования.
При этом он поблагодарил членов парламентского меньшинства за стойкость. «Сегодня родилось новое «Национальное движение», которое боролось до конца и доказало всем, что оно существует. Все правительства нуждаются в сильной оппозиции. Я горжусь, что я – лидер этой команды», – подчеркнул Саакашвили.
По его словам, правящая коалиция «Грузинская мечта» в течение месяца «пыталась добиться конституционного большинства путем запугивания и шантажа».
«Сегодня «Единое национальное движение» доказало, что такие методы не действуют – они не смогли добиться получения конституционного большинства нелегальным путем. Иванишвили сегодня увидел, что не все продается, и это должно быть примером для грузинского общества и премьера. Всякая попытка вывести меня из политической борьбы сейчас или в будущем не увенчается успехом, потому что я буду одним из бойцов в борьбе, имя которой окончательное утверждение и продолжение демократии и развития. Я хочу сказать народу – не печальтесь, наша борьба продолжается, и сегодня мы показали, что являемся довольно боеспособными. Мы продолжим нашу борьбу», – заявил Саакашвили.
При этом Саакашвили отметил, что не собирался отправлять правительство в отставку либо распускать парламент. «Это было исключено в период моего президентства», – заявил он.
Наблюдатели отмечают, что достижение согласия по конституционным изменениям в первом чтении на фоне довольно напряженной внутриполитической ситуации в стране дает надежду на то, что в Грузии может начаться более конструктивное сосуществование политических сил, отмечает ВВС.
Однако в то время как «Единое национальное движение» в парламенте вело себя довольно конструктивно, президент Саакашвили в своем выступлении вернулся «к предвыборной риторике и конфронтации», замечает политолог Рамаз Сакварелидзе.
При этом, по его словам, содержание конституционных изменений тоже очень важно, так как, несмотря на заверения в обратном, Саакашвили мог воспользоваться президентскими полномочиями, которые предусмотрены в отношении роспуска и формирования правительства в действующей конституции.