Общество

24 августа 2018, 11:16

Какие выводы надо сделать из пожара на Ту-204 в Уфе

Фото: кадр из видео

Пожар двигателя пассажирского самолета Ту-204 рейса Уфа – Сочи, к счастью, не стал причиной трагедии и гибели более двухсот человек. Экипаж смог посадить самолет, полностью загруженный топливом. Что могло привести к неисправности двигателя и какие выводы нужно сделать, чтобы не допустить катастрофы в будущем?

В минувшую среду пассажиры самолета Ту-204 сняли видео, на котором был виден загоревшийся двигатель лайнера: пожар начался во время взлета. На борту самолета авиакомпании Red Wings было 222 человека – никто из них не пострадал благодаря профессионализму пилотов.

Диспетчер аэродрома проинформировал экипаж о том, что визуально с земли наблюдает возгорание левого двигателя, а бортпроводники не допустили паники в салоне, оперативно эвакуировали пассажиров, сообщается на сайте Росавиации. Следователи считают, что двигатель загорелся из-за технической неисправности самолета, но эксперты просят не торопиться с выводами.

Заслуженный летчик-испытатель, специалист по расследованиям катастроф гражданской авиации Владимир Бирюков в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД заявил, что пожар двигателя – крайне редкое событие.

«При испытаниях двигателя проходят специальные огневые испытания на локализацию пожара, который может возникнуть. В самолете предусмотрены системы пожаротушения двигателя, их там три очереди. Первая срабатывает при обнаружении отказа двигателя, вторая и третья запускаются экипажем, если первая не сработала», – отметил Бирюков.

Эксперт подчеркнул, что самолет имеет несколько систем защиты и сигнализаций о пожаре. «Сам по себе пожар опасен, если его не удастся потушить, но если пламя потушено, двигатель отключен, как в случае с Ту-204 – это было сделано совершенно правильно – то ничего экстраординарного, считайте, не произошло», – отметил Бирюков.

Заслуженный летчик-испытатель подчеркнул, что любой современный двухдвигательный самолет проходит испытания на отказ двигателя, поэтому пилоты смогли посадить авиалайнер с помощью одного двигателя. По его мнению, пока не понятно, нужно ли ужесточать контроль за соблюдением техрегламента: «Следствие разбирается, важно понять, из-за чего возник пожар. Если это конструктивные и крайне редкие причины, будут приняты меры по доработке двигателя и самолета, чтобы в дальнейшем предотвратить подобные инциденты».

Летчика поддержал руководитель портала Avia Роман Гусаров, по его словам, в авиации все очень регламентировано, все выполняется четко в соответствии с предписанными правилами от производителя.

«Эти регламенты постоянно корректируются, выпускаются и рассылаются авиаперевозчикам, чтобы те выполняли правила. Если нет, то работа воздушного судна приостанавливается, изымается соответствующий сертификат, и авиакомпания прекращает свою деятельность. Несмотря на такую жесткость всех правил техобслуживания, техника никогда не гарантирует стопроцентную работу без отказов, – отметил Гусаров. – Я уж не говорю о том, что мы пока не знаем, почему точно произошло возгорание. Инцидент произошел на взлете, инородный предмет мог повредить топливный провод. Судя по видео, не понятно, где он произошел – во внутреннем или внешнем контуре».

Специалист подчеркнул, что рано искать причины в халатности или недоработках, поскольку даже самый надежный и проверенный двигатель может дать сбой: «Если бы самолет летел на большой высоте и произошел бы пожар, серьезной угрозы бы не было, воздушное судно набрало достаточную скорость, экипажу нужно было бы только снизиться, найти ближайший аэродром и сесть», – заявил Гусаров корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.

Он подчеркнул, что на взлете ситуация более сложная для экипажа: «Самолет взлетает, еще не набрав достаточную скорость. Хорошо, что в этом случае скорость была достаточная, чтобы экипаж смог сделать маневр и приземлиться. А если самолет только взлетает, у него может не хватить скорости, хотя современные самолеты сертифицированы на полет на одном двигателе, они достаточно мощные.

Когда происходит технический отказ на взлете и при этом самолет набрал скорость, экипаж сбрасывает топливо. Представьте, авиалайнер тяжелый, полностью заправленный, ему по документам с полными баками нельзя садиться, самолет под такой случай не предусмотрен. Но когда у тебя горит двигатель, сбрасывать топливо – очевидная ошибка, которая приведет к трагедии», – сказал эксперт, подчеркнув, что важно обратить внимание не на то, что произошел пожар, а на то, что не сработали автоматические аварийные системы предупреждения о пожаре и пожаротушения.

При этом второй двигатель показал себя надежным и мощным, справился с самолетом, и пилоты показали высокий уровень, поскольку сажали самолет полностью в ручном режиме.

По словам Гусарова, выводы можно будет делать только по результатам комиссии, потому что причины могут быть разные: от недоработки технических наземных служб, которые не провели необходимые проверки, до брака в металле, который было невозможно обнаружить.

«После каждого происшествия обязательно проводится расследование, делаются выводы, после чего итоги рассылаются в качестве информации и рекомендации абсолютно всем компаниям. Главное – не допустить этого в будущем. Система учета ошибок работает, все это будет сделано после анализа экспертов. Но сейчас говорить об этом – как гадать на кофейной гуще», – подытожил руководитель портала Avia. 

Член Комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник рассказал газете ВЗГЛЯД об особенностях эксплуатации двигателей и регламентах проверки их технического состояния:

«Все самолеты, где установлены двигатели ПС-90А и ПС-90А2, – гарантийные, двигатели изготавливают на Пермском моторостроительном заводе. За эксплуатацию одного двигателя компания платит заводу от 120 долларов за каждый час полета. Если их два – отдай заводу-изготовителю 240 долларов за час полета для того, чтобы не сняли гарантию. И представители завода очень внимательно следят за расшифровками параметров двигателей: за их температурой, вибрацией, за состоянием подшипников, камеры сгорания, турбины. Эти особо важные узлы постоянно осматриваются по регламентам: 50 часов, 100 часов, 300 часов налета», – подчеркнул Юрий Сытник.

Самолеты проверяются перед каждым вылетом, а комплекс процедур регламентируется фирмой-производителем. По словам пилота, регламенты бывают более углубленные, двигатели могут исследовать со стробоскопом после четырех часов охлаждения мотора, «чтобы проверить все узлы, детали, есть ли перегрев, поменялся ли цвет металла, есть ли механические повреждения».

По словам заслуженного пилота России, двигатели эксплуатируются на аэродроме, в них могут попасть небольшие камни, насекомые, птицы, которые могут нанести вред системам.

«Поэтому принимается решение о дальнейшей эксплуатации двигателя совместно с представителем завода-изготовителя. Разрушение двигателя с пожаром считается ЧП – и в авиакомпании, и в двигателестроении», – отметил Сытник.

На вопрос о том, какие должны быть системные выводы из этой ситуации, чтобы не ждать новой катастрофы, Сытник ответил, что сколько будет существовать авиация, столько будут происходить чрезвычайные ситуации: «Обязательно будут возгорания и разрушения двигателей. В мире не научились делать деталь так, чтобы она работала вечно. Если бы подобное произошло на высоте и автоматическое пожаротушение не сработало, то у самолета обгорело бы крыло, самолет перевернулся бы. Так что роль экипажа в предотвращении трагедии была самая ключевая. Я восхищаюсь действиями этого экипажа», – заявил Сытник.

Текст: Виктория Федотова

Вам может быть интересно

Пентагон сообщил о гибели двух американских военных и переводчика в Пальмире
Темы дня

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

В Финляндии завели уголовное дело на Грету Тунберг

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусмотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Роснано подало иск к Чубайсу

Группа Роснано потребовала взыскать почти 12 млрд рублей убытков с экс-руководства, в том числе, Анатолия Чубайса, из-за неудавшегося проекта Crocus и потери инвестиций.

ВСУ попытались прорваться в Красноармейск на мотоциклах

Украинские штурмовики предприняли попытку прорыва на северную окраину города Красноармейск (укр. название Покровск), но не преуспели, сообщили в Минобороны.

ВС России поразили подразделения девяти бригад и полков ВСУ в Запорожской области

Российские группировки войск «Днепр» и «Восток» нанесли поражение подразделениям девяти бригад и полков Вооруженных сил Украины в Запорожской области, сообщил губернатор региона Евгений Балицкий.

Фицо: Запад побежит восстанавливать отношения с Россией после окончания СВО

Премьер Словакии Роберт Фицо выразил мнение, что западные государства поспешат наладить отношения с Россией сразу после окончания конфликта на Украине.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

США решили снять санкции с белорусского калия

В соответствии с указаниями президента США Дональда Трампа снимаются санкции с белорусского калия, заявил спецпредставитель США по Белоруссии Джон Коул.

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко принял решение о помиловании 123 иностранцев на основании достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом Трампом.

МИД пообещал скорый ответ на блокировку ЕС активов России

Распоряжение активами России без согласия страны, включая блокировку или попытки представить изъятие как репарации, нарушает международное право, ответные шаги Москвы на блокировку не заставят себя ждать, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Экс-адвокат Обамы и Клинтона подал в суд на Трампа за перестройку Белого дома

Американская некоммерческая организация National Trust for Historic Preservation подала иск в федеральный суд, требуя приостановить строительство нового бального зала в Белом доме, инициированное президентом США Дональдом Трампом. Одним из адвокатов истцов выступает бывший юрист экс-президентов Барака Обамы и Билла Клинтона.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов