Вторая база у границы
Случись что – мы же должны думать о наших гражданах, о нашей территории
Агентство Reuters сообщило о строительстве российским военным ведомством крупной военной базы в городе Богучар Воронежской области, расположенном в 45 километрах от границы с Луганской областью.
Минобороны намерено превратить старый военный склад в Богучаре в крупную базу с десятками зданий и сооружений, рассчитанными на размещение более 1,3 тыс. единиц боевой техники и более 5,2 тыс. военнослужащих. На базе планируется разместить склады боеприпасов, медсанчасть, бассейн и большой учебно-тренировочный комплекс. Строительные работы уже начались, указывают журналисты.
По данным агентства, ссылающегося на официальный российский портал госзакупок, на эту базу будет передислоцирована мотострелковая бригада из Нижнего Новгорода, а также другие «подразделения, подготовленные к отражению биологической, химической и ядерной атаки».
Отметим, что ближайшие к Богучару такие подразделения (не входящие в состав общевойсковых соединений) относятся к бригаде РХБЗ, дислоцирующейся в Курске. Что касается общевойсковой бригады из Нижнего Новгорода, то, возможно, речь идет о 9-й отдельной МСБр, у которой, по данным открытых источников, в настоящий момент два места дислокации: управление и основная часть подразделений находятся в Нижнем, а часть сил – в Богучаре.
Агентство сообщает, что его корреспондент пообщался в военном городке в Богучаре с военнослужащим, не назвавшим свое имя, и тот рассказал, что некоторые подразделения из Нижнего Новгорода уже прибыли.
Reuters подчеркивает: Россия вышла из договора об обычных вооружениях в Европе и теперь не ограничена в наращивании военных сил возле западных границ.
Напомним, ранее СМИ сообщали, что строительство другой военной базы планируется близ населенного пункта Валуйки в Белгородской области, примерно в 20 километрах от границы с Луганской областью Украины. Общая территория военного городка, рассчитанного примерно на 3 тыс. 500 военнослужащих, составит 300 гектаров.
Представители Минобороны отказывались комментировать информацию по поводу новых военных баз и того, какую роль они могут играть с учетом происходящего на Востоке Украины вооруженного конфликта.
При этом США назвали возможное строительство Россией новой военной базы у границы с Украиной суверенным правом страны.
«Черная дыра»
Близость новых военных баз к границам Украины, которую отмечают западные СМИ, играет свою роль, однако вовсе не в том смысле, который они в это вкладывают. Дело в том, что к концу прошлого десятилетия в регионах Центральной России южнее Московской области почти не осталось войск, все было сокращено или переведено. В итоге в огромном приграничном районе – в Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской областях – возникла своего рода «черная дыра», и с началом гражданской войны на Украине эта проблема стала актуальной. В итоге еще с прошлого года на этом оперативном направлении создается группировка.
О том, что в том же самом Богучаре будут развернуты новые соединения, неофициальные источники говорили неоднократно. Тем более что задел есть: именно туда была выведена из Германии 10-я гвардейская Уральская танковая дивизия, которая наряду с 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизией входила в состав 20-й гвардейской армии (в начале 90-х выведена из Германии, штаб в Воронеже).
Другая армия, входившая в тогдашний Московский военный округ – 22-я гвардейская – находилась в Нижнем Новгороде, ей подчинялись 3-я Висленская мотострелковая дивизия (Нижегородская область) и подмосковная 2-я гвардейская Таманская мотострелковая.
В ходе недавних реформ 22-ю армию ликвидировали, на ее место из Воронежа в Нижний передислоцировали 20-ю, Кантемировскую и Таманскую дивизию сделали бригадами, 3-ю дивизию сделали бригадой и переподчинили 20-й армии, а 10-я дивизия еще до реформ стала базой хранения техники в Богучаре.
С прошлого года военное руководство пытается заполнить образовавшуюся пустоту: Таманскую и Кантемировскую дивизию воссоздали, их включили в состав также воссозданной 1-й гвардейской танковой армии, 20-ю армию вернули в Воронеж, вслед за ней туда же переводят входящую в ее состав 9-ю мотострелковую бригаду (бывшая 3-я МСД), в Богучаре развернута 1-я танковая бригада, подчиненная 20-й армии. База хранения техники там остается, а наследником 10-й дивизии она уже не является – почетные именования последней отдали 1-й танковой бригаде.
Безопасность рубежей
По словам зампредседателя думского комитета по обороне Франца Клинцевича, наращивание войск в южных регионах Центральной России связано «с обеспечением безопасности наших южных рубежей».
«Мы должны понимать, что сегодня агрессивное поведение НАТО на территории Украины обязывает нас страховаться и создавать условия, при которых мы можем обеспечить безопасность наших граждан, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Сегодня нас волнует очень серьезно неадекватность украинского руководства. Вы же знаете, какие у нас там границы (несмотря на определенные усилия в этом направления, большая часть до сих пор не маркирована – прим. ВЗГЛЯД). Случись что, мы же должны думать о наших гражданах, о нашей территории. А вообще, мы принимаем решения по безопасности своей страны так, как считаем нужным, ни у кого не спрашиваем совета, не пытаемся ни с кем согласовывать».
Отвечая на вопрос, следует ли наращивать группировку сил и средств и в других приграничных регионах, парламентарий сказал: «У нас очень квалифицированный Генеральный штаб, и он давно определил, сколько всего необходимо. И это делается на фоне того, что было (к началу прошлого десятилетия – прим. ВЗГЛЯД) 5800 военных городков и баз, а осталось около 500».
«Пока создаются опорные пункты, – рассказал газете ВЗГЛЯД о приграничных с Украиной районах эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. – Но вся работа еще впереди. Проблема в том, что четкого финансирования обустройства границы пока нет. Мы в последнее время обустраивали границу с Казахстаном, а с Украиной считали, такой границы не надо делать. На сегодняшний день стоит задача, по крайней мере, прикрыть основные коммуникации – дороги, ведущие к приграничным городам. Чтобы невозможно было просто провести рейд.
А если говорить о проникновении, то граница еще дырявая. Пройти какими-то полями еще можно, и задержать можно, только когда человек выходит на населенный пункт, дорогу. Вот там уже посты устроены», – заключил эксперт.