Общество

6 ноября 2015, 20:30

Паралича авиасообщения в России удалось избежать

Фото: Lars Steffens/Wikipedia

Основным акционером разорившейся авиакомпании «Трансаэро» был сын председателя Международного авиационного комитета (МАК) Татьяны Анодиной Александр Плешаков. Этим, судя по всему, и объясняется шокировавший авиационные власти и сообщество России демарш МАК, попытавшегося запретить эксплуатацию «Боингов-737» в России. Коллизия в итоге исчерпана, но вопросы остались.

МАК просит считать ранее направленный текст заявления недействительным

Росавиация провела заседание в связи с нашумевшим письмом Межгосударственного авиационного комитета о приостановке действия сертификатов всех типов самолетов Boeing-737.#{quote4}

На мероприятия были приглашены все заинтересованные стороны, в том числе представители компании Boeing, российских авиакомпаний и глава МАК Татьяна Анодина, которая на него не явилась.

К тому моменту, как заседание закончилось, в МАК дали задний ход и отозвали свое письмо, а глава Росавиации Александр Нерадько констатировал, что в самом комитете нет единого мнения по этому вопросу. По его словам, противоречащие друг другу заявления МАК нужно изучать.

«К нам поступил документ – о том, что МАК просит считать ранее направленный текст заявления недействительным. Участники совещания отметили достаточно несерьезный подход МАК к такому важному вопросу. Представляется, что в самом МАК существуют разные точки зрения на этот вопрос», – сказал он.

Эксплуатация судов Boeing-737 будет продолжаться, заявил Нерадько. «Совещание было единодушно в том, что в настоящее время оснований для прекращения эксплуатации самолетов Boeing-737, которые зарегистрированы в других государствах, в Бермудах, в Ирландии, а также которые зарегистрированы в государственном реестре воздушных судов РФ, не имеется», – сообщил он.

«Наше совещание сегодня, обсудив сложившуюся ситуацию, посчитало, что в сложившейся ситуации те заявления Межгосударственного авиационного комитета, которые поступили, противоречащие во многом друг другу, нуждаются в дополнительном изучении, юридической проработке для их оценки, для того, чтобы предпринимать юридически значимые действия», – отметил он.

МАК и Росавиация

Письмо МАК, вызвавшее немалый резонанс, было опубликовано утром в пятницу. Комитет заявил, что ожидает от Росавиации объявления всем заинтересованным сторонам о необходимости срочных доработок систем управления рулем высоты самолетов типа Boeing-737.

В МАК заявили, что реальные и необходимые незамедлительные действия по безопасности эксплуатации самолетов Boeing-737 «не будут подменяться пиар-деятельностью и оказанием давления на органы независимого расследования и сертификации». В комитете «вызывает удивление мнение ряда экспертов и лиц, которые пытаются отрицать очевидную связь решения авиарегистра МАК с безопасностью миллионов пассажиров». При этом МАК признал самостоятельность Росавиации: «МАК не будет вмешиваться в компетенцию Росавиации и принятие ею решения на планируемом сегодня совещании», – говорится в сообщении комитета, передает РИА «Новости».

«Полномочия МАК как международной организации строго разграничены с функциями авиационных и надзорных властей России. В сферу деятельности МАК не входят вопросы разрешения или запрета на полеты воздушных судов российских авиакомпаний», – добавили в МАК.

В МАК добавили, что, зная о серьезных недостатках самолетов типа Boeing-737, Росавиация (первой о недостатках сообщила именно она – прим. ВЗГЛЯД) длительное время не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы России, передает ТАСС. «Вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing-737 длительное время подвергались существенным рискам», – говорится в сообщении комитета.

Там связывают выявленные дефекты в конструкции Boeing-737 с авиакатастрофой в Казани в 2013 году. Тогда, по заявлению комитета, руководство Росавиации предполагало, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты. Вместе с тем исследования, проведенные МАК, не подтвердили отказа данной системы.

Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский сразу же сообщил, что отзыв МАК сертификата на Boeing-737 не означает запрета на полеты. «Запрет на полеты того или иного типа воздушного судна может ввести только специально уполномоченный на то орган исполнительной власти – Росавиация. Такого решения Росавиация не принимала», – подчеркнул Извольский в эфире телеканала «Россия 24».

Возможная подоплека

«Это, конечно, форменное безобразие, – прокомментировал этот скандал газете ВЗГЛЯД главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. – Я напомню, что сам МАК когда-то сертифицировал и допустил данный тип самолетов для эксплуатации в России, а сейчас почему-то резко усомнился в собственной сертификации. И произошло это без соответствующей подготовительной работы, без технических экспертиз и исследований. А в то же самое время в остальном мире эксплуатация Boeing-737 не запрещена и претензий к ним нет».

По словам Гусарова, формально Росавиация должна была подчиниться решению МАК и запретить эксплуатацию самолетов. Однако ни он, ни другие эксперты в такое развитие событий изначально не верили.

«МАК же поставил не только авиаотрасль, но и всю нашу страну в очень неприличное положение, – отметил эксперт. – Если следовать решению МАК, то пришлось бы отменить рейсы для каждого третьего магистрального самолета в России. Авиасообщение было бы парализовано, многие компании стали бы банкротами, не говоря уже о сотнях уволенных пилотов».

Комментируя техническое состояние лайнеров, Гусаров отметил, что «ничего такого в этом руле управления нет». По его словам, некоторое время назад у специалистов действительно возникали подозрения по поводу того, что некие инциденты могли быть связаны с возможным заклиниванием рулей высоты, но и то не по причине их собственного несовершенства, а из-за попадания в них посторонних предметов.

«Тогда Росавиация предложила провести исследование этого фактора, не более того. Сначала предложила, а теперь не понимает, почему вдруг МАК принял столь радикальное решение, причем ссылаясь на запрос той же Росавиации, которая хотела совсем другого», – добавил он.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в беседе с газетой ВЗГЛЯД обратил внимание на то, что МАК является межгосударственной организацией и одинаково влиятелен для всех государств СНГ, но лицензии он отозвал только у российских Boeing. «Объяснить это я не могу», – сказал Смирнов.

Еще один эксперт отрасли в разговоре с газетой ВЗГЛЯД на условиях анонимности связал нынешнюю ситуацию с местью бывших акционеров «Трансаэро» – авиакомпании, которая в конце октября лишилась сертификата эксплуатанта. «Трансаэро» обладает крупнейшим парком Boeing-737 в стране, и почему-то до ее банкротства серьезных претензий к этим лайнерам не возникало.

Ту же версию газете ВЗГЛЯД озвучил летчик-испытатель, и также на условиях анонимности. По его словам, у Boeing-737 нет серьезных проблем, о чем свидетельствует то, что во всем мире к этому самолету ни у кого нет претензий. «Самым большим эксплуатантом Boeing в России была компания «Трансаэро». И тут вдруг две недели назад их схлопнули, и сегодня они сказали: ух ты, а «Боинги»-то с проблемами. А пока «Трансаэро» летала на «Боингах», никто не шелохнулся», – рассказал он газете ВЗГЛЯД, напомнив, что основным акционером «Трансаэро» был сын председателя МАК Татьяны Анодиной Александр Плешаков.

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун заявил ТАСС, что аргументированных оснований, доказывающих наличие конструктивно-производственного дефекта в системе управления рулем высоты Boeing-737, нет. По его словам, это была лишь одна из версий причин падения борта в Казани в 2013 году, но эта версия не является доказательством опасности, экспертизы не установили дефектов конструкции.

Текст: Иван Чернов, Роман Крецул

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?