Старшие инженеры компании Tokyo Electric Power (ТЭПКО) – оператора «Фукусимы» – знали, что пять из десяти ректоров АЭС имеют потенциально опасный технический изъян, однако не торопились устранять его, пишет в пятницу газета Wall Street Journal (WSJ).
ТЭПКО была обязана переделать аварийные системы по новому образцу, в этом нет никаких сомнений
По мнению издания, именно это предопределило катастрофу, которая последовала после ударов стихии весной 2011 года. «Для защиты десяти реакторов «Фукусимы» компания использовала две системы разной конструкции. Когда 11 марта случилось разрушительное землетрясение, пять реакторов, оборудованные конструкцией поновее, выдержали наводнение без сбоя в системе охлаждения. Эти реакторы автоматически закрылись», – пишет WSJ.
Однако более старые системы охлаждения в четырех реакторах отказали. Резервные дизельные генераторы и переключающее электрическое оборудование оказались затоплены. В результате этого ядерное топливо расплавилось в трех реакторах, а в некоторых зданиях к тому же произошли взрывы, увенчавшие самый серьезный в мире выброс радиации со времен Чернобыля.
Газета «Ведомости» со ссылкой на WSJ пишет, что проблемные реакторы «Марк-1» строились американскими специалистами в 60-х годах двадцатого века. «В отличие от современных АЭС и от более новых реакторов «Фукусимы», прочные здания реакторов «Марк-1» очень невелики и тесны – фактически в них помещается только реактор и самые важные обслуживающие системы. Тогда разработчики оправдывали это уменьшением затрат на строительство», – пишет газета.
Аварийные дизель-генераторы для этих реакторов стояли в легких пристройках, которые были сметены потоками цунами. «ТЭПКО была обязана переделать аварийные системы по новому образцу, в этом нет никаких сомнений», – утверждает 88-летний Масатоси Тойота, бывший топ-менеджер ТЭПКО и супервайзер строительства АЭС. По его словам, разработчики реакторов предлагали повысить их надежность, но эти предложения не были реализованы, так как «переделывать старые реакторы под новые требования очень дорого».
В 1998 году ТЭПКО все-таки оснастила реакторы «Марк-1» новыми аварийными генераторами, но их автоматические переключатели-распределители остались в слабо защищенных турбинных залах, которые были затоплены.
Между тем WSJ утверждает, что реакторы, ставшие причиной катастрофы, вообще планировали закрыть еще к началу 2011 года. Однако инженерам ТЭПКО удалось убедить чиновников надзорного органа – Японской организации по безопасности в ядерной энергетике (ЯОБЯЭ), что реакторы могут прослужить еще десять лет.
Примечательно, что при проверке «Фукусимы» неназванный специалист ЯОБЯЭ указывал на слабую способность защитной системы «Марк-1» противостоять воде. Эти сомнения даже проверяла специальная инспекция, которая, впрочем, свелась к оценке способности сооружения противостоять ливневым дождям. Вероятность того, что реакторам предстоит выдерживать затопление морской водой, была признана ничтожной.
В результате всех проверок ЯОБЯЭ на претензии неназванного специалиста ответила кратко: «Принято к сведению». После чего ТЭПКО получила разрешение на продление эксплуатации реакторов «Марк-1» до 2021 года.
Напомним, проблемы на АЭС «Фукусима-1» начались после того, как 11 марта в Японии произошло разрушительное землетрясение магнитудой 9,0 баллов. За ним последовало цунами высотой до 10 метров. В результате подземных толчков четыре из шести реакторов атомной станции были серьезно повреждены, их охлаждение прервано, что привело к серии взрывов и пожаров.
Японское агентство по атомной и промышленной безопасности фактически приравняло катастрофу на АЭС «Фукусима» к чернобыльской трагедии: было принято решение поднять уровень опасности аварии на «Фукусиме-1» с пятого до максимального – седьмого. Вокруг «Фукусимы» объявлена 20-километровая зона отчуждения. В начале июня МАГАТЭ обнародовало доклад, в котором говорится, что японские власти недооценили опасность цунами для своих атомных электростанций.