Во вторник на заседании правительства Москвы мэр Сергей Собянин заявил, что возмущен работой частных извозчиков и таксистов, которые повысили цены после теракта в аэропорту Домодедово до 10–20 тыс. рублей, сообщает «Интерфакс».
СМИ раскручивают непроверенные факты. Даже предположить не могу, кому выгодно расшатывать ситуацию по таксистам
«Нелегальные таксисты опять отличились», – гневно высказался Собянин и дал поручение своему заместителю Николаю Лямову в срочном порядке заключить соглашение с таксомоторными парками, по которому в случае непредвиденных обстоятельств таксисты развозили бы людей бесплатно. Причем это соглашение должно быть оформлено в течение двух–трех дней.
Лямов, в свою очередь, отметил, что взвинчивание цен на перевозку пассажиров из Домодедово носило единичный характер.
Прокомментировать ситуацию вокруг московского таксопарка и его работы в условиях ЧП газета ВЗГЛЯД попросила председателя Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина.
ВЗГЛЯД: Ярослав Иванович, правда ли, что таксисты брали с людей по 10–20 тысяч рублей, чтобы уехать из Домодедово?
Глава профсоюза таксистов опровергает слухи о серьезных завышениях цен на такси после теракта (фото: Из личного архива Ярослава Щербинина) |
Ярослав Щербинин: К сожалению, я не был у Домодедово во время ЧП и говорить со стопроцентной уверенностью не могу, но я не верю в то, что цены на автотранспорт после теракта так серьезно повысились.
У вокзалов и аэропортов между таксистами большая конкуренция – свободное такси можно найти беспроблемно. Один человек вышел из автомобиля, другой сел и поехал. А если свободных машин много, то к тому, кто завысил цену, да еще до 10–20 тыс. рублей, никто не сядет.
Возможно, что водители запросили на полтысячи-тысячу больше, чем обычно – за срочность, но никак не на 10–15 тыс.
ВЗГЛЯД: Таксисты не могли между собой договориться?
#{image=480507}Я.Щ.: Это нереально в данном случае. Таксисты чисто физически не успели бы договориться между собой. Это должны быть участники супервоенной организации, которые, поняв за три минуты, что произошел теракт и вскоре люди побегут к такси, сообразили все вместе поднять цены.
Кстати, при взрыве погибло много таксистов и «диспетчеров» – людей, стоящих на выходе из зоны выдачи багажа, которые предлагают услуги такси.
ВЗГЛЯД: Откуда тогда информация о резком повышении цен?
Я.Щ.: Газетная утка. Причем очень неприятная. СМИ раскручивают непроверенные факты. Даже предположить не могу, кому выгодно расшатывать ситуацию по таксистам.
Кстати, сам аэропорт сработал не самым лучшим образом в плане количества автомобилей такси: один звонок – и с любой диспетчерской службы на место происшествия прибудут 100, 200, 300 машин. Руководство аэропорта повело себя безалаберно и в плане посадки и высадки пассажиров такси – на въезде в аэропорт постоянные пробки, которые хоть в этот момент можно было бы ликвидировать.
ВЗГЛЯД: Сразу после теракта в аэропорт поехали волонтеры, чтобы бесплатно довезти людей до ближайшей станции метро. А были ли таксисты, которые возили людей безвозмездно?
Я.Щ.: Пообщавшись с коллегами, я выяснил, что такие факты были, но на данный момент я не могу подсчитать их количество и кто это был конкретно. Их, конечно, было мало, так как все-таки люди на работе, но повторюсь: цены до 20 тыс. никто не поднимал.
Кстати, случаи, когда таксисты возят бесплатно, нередки: 9 мая 2010 года таксисты проводили так называемую «Вахту памяти». Около 200 таксистов приехали на Площадь победы и возили ветеранов совершенно бесплатно.
ВЗГЛЯД: Насколько будет действенно соглашение между таксомоторными парками и правительством, подписания которого требует Собянин?
Я.Щ.: Оно вообще не будет действовать, поскольку проконтролировать его исполнение будет нереально. Сергей Собянин хочет обязать коммерческую структуру что-то делать бесплатно, а у таксистов сразу найдется куча неотложных дел, и никто не поедет на место происшествия.
Но можно сыграть на гражданской совести: попросить водителей в момент бедствия оказывать помощь. Уверяю, многие люди откликнутся, причем независимо от того, таксисты это или обычные частные водители. Принудительно работать задарма не будут, а помогать будут.
ВЗГЛЯД: Ни для кого не секрет, что у аэропортов и вокзалов стоит большое количество нелегальных таксистов, и возможен вариант, что если они впоследствии будут завышать цены, то московские власти будут иметь претензии именно к вам. При этом столичные власти недавно объявили войну таксистам. Есть какие-то успехи на этом фронте?
Я.Щ.: В воскресенье профсоюз таксистов направил письмо мэру столицы с конкретными предложениями по устранению нелегальных водителей такси. В частности, там говорится, что необходимо провести сертификацию таксистов. Причем начать нужно с вопроса, может ли вообще человек работать в России – понимаете, про кого я говорю. Каждый таксист должен иметь сертификат индивидуального предпринимателя. Кроме того, нужно смотреть, на чем водитель работает – чтобы не было такого, что машина и трех километров проехать не может. Также нужно проверять таксистов на знание Москвы. Навигатор GPS – это, конечно, хорошо, но водитель априори должен хорошо ориентироваться в городе.
Кроме кадровых проверок, нужна замена и автопарка. Если власть определится, что хочет такси определенного цвета определенной марки, то пусть договорится о поставках машин в Россию. Далее в автомобиль устанавливается счетчик, навигатор – в общем, все, что нужно для качественной работы. Можно будет установить единый тариф для такси – машины-то все одинаковые.
ВЗГЛЯД: Как автомобиль попадет к таксисту?
Я.Щ.: Сертифицированный водитель должен получать специальный кредит в банке с невысокими процентами, далее он его постепенно отдает, и через 3–4 года автомобиль становится его. Впоследствии он только отдает процент диспетчерам, которые его направляют на точку.