Общество

2 апреля 2010, 21:31

Петербург введет новую систему оплаты метро

Фото: ИТАР-ТАСС

Петербургское метро сделало еще один шаг в сторону новой системы оплаты проезда. Уже объявлен конкурс на разработку проекта ее технического обеспечения. Город предполагается поделить на три зоны: центр, промышленный Петербург и спальные районы. Те, кто едет недалеко, будут платить меньше, а те, кто пересекает сразу несколько зон, – больше. Впрочем, идея обсуждается не первый год, а воплотить ее смогут не раньше чем через два−три года.

Как стало известно в пятницу, петербургский метрополитен объявил конкурс на разработку автоматизированной системы контроля оплаты проезда с дифференцированной зонной оплатой (АСКОПМ 5). Петербургская подземка готова выделить на это 30,5 миллионов рублей. Заявки будут приниматься до 15 апреля. Победитель конкурса уже до 30 июня должен будет разработать «общесистемные решения» технического проекта, а до 30 ноября – уже испытать новое оборудование на практике.

Зональная система в электричках, где большие расстояния, мне еще понятна. Но зачем это делать в метро?

О некоторых подробностях проекта корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказала пресс-секретарь петербургской подземки Юлия Шавель. По ее словам, уже определились трое участников конкурса, однако до реального введения зональной оплаты еще далеко.

«На сегодняшний день есть только общая концепция новой системы, – рассказала Юлия Шавель. – В общих чертах она выглядит следующим образом. Город предполагается поделить на три зоны: центр, промышленный Петербург и спальные районы. У пассажира будет пластиковая карточка – своего рода электронный кошелек, на котором будет лежать максимальная сумма, которую можно заплатить за поездку. Пассажир будет прикладывать карточку к считывающему устройству при входе, а потом при выходе из метро. Деньги будут списываться с нее при выходе, ровно столько, сколько стоила его поездка. То есть больше максимальной суммы человек платить не будет, а вот меньше – сможет. Для кого-то это будет очень выгодно. Те люди, которые едут одну−две остановки, смогут сэкономить».

Таким образом, по мнению руководителей метрополитена, новая система будет справедливее старой: те, кто едут недалеко, заплатят меньше, а те, кто пересекают город из конца в конец, – больше.

По словам Юлии Шавель, предполагается, что новая система будет внедрена в петербургском метрополитене через два−три года. К этому времени помимо разработки программного обеспечения нужно будет решить еще массу вопросов. Одна из проблем – недостаточно просторные вестибюли станций питерской подземки. В некоторых из них сейчас просто негде установить турникеты для оплаты поездки на выходе. Вероятнее всего, эта проблема будет решена за счет установки вместо турникетов небольших считывающих устройств – так называемых валидаторов: «Они небольшие, и их может быть много, чтобы не создавалось скопление людей», − прокомментировала пресс-секретарь метрополитена.

При этом пассажиров могут наделить правом выбора: вышел из метро, не прислонив карточку к валидатору, – заплатил по максимальному тарифу; прислонил карточку – сэкономил, с карточки снимут только ту сумму, которую ты реально «наездил», и что-то еще останется.

Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель директора НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры Елена Ногова, концепция зональной системы для петербургского метро была разработана ее институтом больше года назад.

«Общий смысл концепции: метро поделено на три зоны − центр, вокруг него первая периферия и вокруг нее вторая периферия. Стандартная поездка – та, что оплачивается по действующему тарифу на метро, – это поездка с пересечением двух границ между зонами. Скажем, вам нужно добраться с окраины, из второй периферии через первую в центр. Или, если вы едете из первой периферии через центр также в первую периферию, в этом случае вы тоже заплатите только базовый тариф. А вот если границ между зонами будет больше, поездка обойдется дороже».

По словам Елены Ноговой, институт разрабатывал такую концепцию, при которой для большинства участников движения плата за проезд не увеличивалась бы. Прорабатывались разные варианты, предлагалось взимать плату с пассажиров в зависимости от времени, проведенного в метро, от расстояния, от количества станций.

«Но в Петербурге между станциями очень разное расстояние. Между «Витебской» и «Технологическим институтом» всего 800 метров, а, к примеру, между «Площадью Александра Невского» и «Елизаровской» − несколько километров. В итоге пришли к выводу, что предпочтительнее всего поделить город по другому принципу», − сказала она.

При работе над концепцией рассматривался и зарубежный опыт, но цели скопировать опыт какого-то конкретного метрополитена не было.

«В мире есть очень разный опыт. Во многих городах есть метро, поделенное всего на две зоны, а в Лондоне, например, их целых восемь. В Голландии схема метро поделена на клетки, и у каждой клетки свой тариф, разобраться с которыми бывает непросто», − призналась Елена Ногова.

Однако есть люди, и их немало, которые в принципе не понимают, зачем нужно было что-то менять. Разделение на зоны нужно, прежде всего, для удобства самих пассажиров и экономии их средств, заверяют в пресс-службе петербургского метрополитена. Но ясно, что люди, которые каждый день добираются на работу с несколькими пересадками на другой конец города, уж точно ничего от этого не выиграют. Они называют другую – более прозаическую причину нововведений: просто метрополитен борется за клиента, хочет привлечь людей, которые ездят на короткие расстояния и выбирают сейчас наземный транспорт.

Не поддерживает нововведение и заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев:

«Эта инициатива вызывает у меня лишь недоумение, − признался он в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. – Вообще-то я метро строю, а взимать деньги с пассажиров – это уже не моя специальность. Но если Вам интересно мое мнение, как пассажира… Зональная система в электричках, где большие расстояния, мне еще понятна. Но зачем это делать в метро? Я бывал в метрополитенах других стран, и, насколько мне представляется, там действует следующая система: ты проходишь по билету, а на билете стоит время поездки – час, два, три, и пока ты находишься под землей в пределах этого времени, у тебя действует этот билет».

По мнению Александра Ледяева, затраты на переход и содержание новой системы будут больше, чем польза и доход от нее. Вдобавок есть опасение, что нововведение ударит по карманам пассажиров.

«Во всех цивилизованных странах общественный транспорт дотируется, он нигде не является самоокупаемым, − резюмирует наш собеседник. – Мне наша идея не нравится».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, идея поделить петербургское метро на зоны с разной стоимостью проезда обсуждается уже не первый год. В Москве тоже предпринимались такие попытки, но от этой идеи в столице, кажется, отказались.

Текст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Путин назвал приоритеты ОДКБ
Темы дня

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео с пьяной танцующей подругой

Кнутов объяснил значение освобождения Новоданиловки

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

На побережье Японии объявлено предупреждение о цунами после землетрясения

Первая волна цунами высотой 40 сантиметров была зафиксирована на северо-восточном побережье Японии? ожидается подход более высоких волн.

10Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Rolls-Royce Power Systems объявила о поставке 300 двигателей для танков Leopard 2

Компания Rolls-Royce Power Systems, являющаяся дочерней структурой британского холдинга Rolls-Royce plc, получила крупный контракт от оборонной фирмы KNDS.

Путин сообщил о росте до миллиона рублей необлагаемых выплат работающим родителям

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент России Владимир Путин объявил о введении с 1 января 2026 года увеличенной суммы выплат сотрудникам при рождении ребенка, которые не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами.

В Москве представили МРТ-совместимый кардиостимулятор

В Москве стартовала «Российская неделя здравоохранения», одним из главных экспонатов которой стал первый отечественный МРТ-совместимый электростимулятор Apollo MRI, предназначенный для пациентов с тяжелыми формами аритмии.

Аш-Шараа рассказал о контактах оппозиции Сирии с Москвой после падения режима Асада

В документальном фильме телеканала Al Jazeera президент Сирии Ахмед аш-Шараа рассказал, что после того как повстанцы во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России) заняли западную часть Алеппо в конце ноября 2024 года, Россия отправила им послание.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Суд вернул порт Туапсе государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру порта Туапсе, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин выразил надежду на временный характер повышения НДС

Президент России Владимир Путин выразил надежду, что рост налога на добавленную стоимость до 22% будет введён лишь на ограниченный период для стабилизации экономической ситуации.
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов