Общество

2 апреля 2010, 21:31

Петербург введет новую систему оплаты метро

Фото: ИТАР-ТАСС

Петербургское метро сделало еще один шаг в сторону новой системы оплаты проезда. Уже объявлен конкурс на разработку проекта ее технического обеспечения. Город предполагается поделить на три зоны: центр, промышленный Петербург и спальные районы. Те, кто едет недалеко, будут платить меньше, а те, кто пересекает сразу несколько зон, – больше. Впрочем, идея обсуждается не первый год, а воплотить ее смогут не раньше чем через два−три года.

Как стало известно в пятницу, петербургский метрополитен объявил конкурс на разработку автоматизированной системы контроля оплаты проезда с дифференцированной зонной оплатой (АСКОПМ 5). Петербургская подземка готова выделить на это 30,5 миллионов рублей. Заявки будут приниматься до 15 апреля. Победитель конкурса уже до 30 июня должен будет разработать «общесистемные решения» технического проекта, а до 30 ноября – уже испытать новое оборудование на практике.

Зональная система в электричках, где большие расстояния, мне еще понятна. Но зачем это делать в метро?

О некоторых подробностях проекта корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказала пресс-секретарь петербургской подземки Юлия Шавель. По ее словам, уже определились трое участников конкурса, однако до реального введения зональной оплаты еще далеко.

«На сегодняшний день есть только общая концепция новой системы, – рассказала Юлия Шавель. – В общих чертах она выглядит следующим образом. Город предполагается поделить на три зоны: центр, промышленный Петербург и спальные районы. У пассажира будет пластиковая карточка – своего рода электронный кошелек, на котором будет лежать максимальная сумма, которую можно заплатить за поездку. Пассажир будет прикладывать карточку к считывающему устройству при входе, а потом при выходе из метро. Деньги будут списываться с нее при выходе, ровно столько, сколько стоила его поездка. То есть больше максимальной суммы человек платить не будет, а вот меньше – сможет. Для кого-то это будет очень выгодно. Те люди, которые едут одну−две остановки, смогут сэкономить».

Таким образом, по мнению руководителей метрополитена, новая система будет справедливее старой: те, кто едут недалеко, заплатят меньше, а те, кто пересекают город из конца в конец, – больше.

По словам Юлии Шавель, предполагается, что новая система будет внедрена в петербургском метрополитене через два−три года. К этому времени помимо разработки программного обеспечения нужно будет решить еще массу вопросов. Одна из проблем – недостаточно просторные вестибюли станций питерской подземки. В некоторых из них сейчас просто негде установить турникеты для оплаты поездки на выходе. Вероятнее всего, эта проблема будет решена за счет установки вместо турникетов небольших считывающих устройств – так называемых валидаторов: «Они небольшие, и их может быть много, чтобы не создавалось скопление людей», − прокомментировала пресс-секретарь метрополитена.

При этом пассажиров могут наделить правом выбора: вышел из метро, не прислонив карточку к валидатору, – заплатил по максимальному тарифу; прислонил карточку – сэкономил, с карточки снимут только ту сумму, которую ты реально «наездил», и что-то еще останется.

Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель директора НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры Елена Ногова, концепция зональной системы для петербургского метро была разработана ее институтом больше года назад.

«Общий смысл концепции: метро поделено на три зоны − центр, вокруг него первая периферия и вокруг нее вторая периферия. Стандартная поездка – та, что оплачивается по действующему тарифу на метро, – это поездка с пересечением двух границ между зонами. Скажем, вам нужно добраться с окраины, из второй периферии через первую в центр. Или, если вы едете из первой периферии через центр также в первую периферию, в этом случае вы тоже заплатите только базовый тариф. А вот если границ между зонами будет больше, поездка обойдется дороже».

По словам Елены Ноговой, институт разрабатывал такую концепцию, при которой для большинства участников движения плата за проезд не увеличивалась бы. Прорабатывались разные варианты, предлагалось взимать плату с пассажиров в зависимости от времени, проведенного в метро, от расстояния, от количества станций.

«Но в Петербурге между станциями очень разное расстояние. Между «Витебской» и «Технологическим институтом» всего 800 метров, а, к примеру, между «Площадью Александра Невского» и «Елизаровской» − несколько километров. В итоге пришли к выводу, что предпочтительнее всего поделить город по другому принципу», − сказала она.

При работе над концепцией рассматривался и зарубежный опыт, но цели скопировать опыт какого-то конкретного метрополитена не было.

«В мире есть очень разный опыт. Во многих городах есть метро, поделенное всего на две зоны, а в Лондоне, например, их целых восемь. В Голландии схема метро поделена на клетки, и у каждой клетки свой тариф, разобраться с которыми бывает непросто», − призналась Елена Ногова.

Однако есть люди, и их немало, которые в принципе не понимают, зачем нужно было что-то менять. Разделение на зоны нужно, прежде всего, для удобства самих пассажиров и экономии их средств, заверяют в пресс-службе петербургского метрополитена. Но ясно, что люди, которые каждый день добираются на работу с несколькими пересадками на другой конец города, уж точно ничего от этого не выиграют. Они называют другую – более прозаическую причину нововведений: просто метрополитен борется за клиента, хочет привлечь людей, которые ездят на короткие расстояния и выбирают сейчас наземный транспорт.

Не поддерживает нововведение и заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев:

«Эта инициатива вызывает у меня лишь недоумение, − признался он в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. – Вообще-то я метро строю, а взимать деньги с пассажиров – это уже не моя специальность. Но если Вам интересно мое мнение, как пассажира… Зональная система в электричках, где большие расстояния, мне еще понятна. Но зачем это делать в метро? Я бывал в метрополитенах других стран, и, насколько мне представляется, там действует следующая система: ты проходишь по билету, а на билете стоит время поездки – час, два, три, и пока ты находишься под землей в пределах этого времени, у тебя действует этот билет».

По мнению Александра Ледяева, затраты на переход и содержание новой системы будут больше, чем польза и доход от нее. Вдобавок есть опасение, что нововведение ударит по карманам пассажиров.

«Во всех цивилизованных странах общественный транспорт дотируется, он нигде не является самоокупаемым, − резюмирует наш собеседник. – Мне наша идея не нравится».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, идея поделить петербургское метро на зоны с разной стоимостью проезда обсуждается уже не первый год. В Москве тоже предпринимались такие попытки, но от этой идеи в столице, кажется, отказались.

Текст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?