Полет нормальный
Частная компания из США SpaceX (Space Exploration Technologies) впервые в истории запустила ракету-носитель Falcon 9 с коммерческим кораблем Dragon, который, как планируют создатели, в дальнейшем сможет доставлять грузы на Международную космическую станцию (МКС), сообщает «Интерфакс». Отметим, что состоявшийся несколько месяцев назад первый запуск был пробным, ракета вывела на орбиту только прототип Dragon.
Успешный запуск высвободит деньги, которые компания могла бы потратить на детальный эскизный проект системы аварийного спасения для капсулы Dragon
В свой полет грузовой корабль отправился с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида в США. Трансляцию запуска вело телевидение Национального аэрокосмического агентства США (NASA). Делать какие-либо выводы насчет успешности и эффективности полета станет возможно через две недели – именно столько требуется на обработку данных.
Разработка Falcon 9 и Dragon связана с тем, что США больше не используют шаттлы из-за проблем с безопасностью и из финансовых соображений. На данный момент американских астронавтов на МКС пока доставляют российские космические корабли. Стоимость доставки одного человека составляет 51 млн долларов, сообщает РИА «Новости». Вероятно, после успешных разработок американские коллеги вряд ли будут обращаться к российским разработчикам ракет. Впрочем, себестоимость запуска Dragon пока не раскрывается.
Напомним, корабль Dragon предназначен как для автономных полетов (в этом случае он будет получать название DragonLab), так и для доставки на МКС астронавтов и различных грузов, сообщает «Космическая энциклопедия ASTROnote». Корабль может использоваться либо в пилотируемом варианте – в этом случае на орбиту он сможет доставить семь человек, либо в грузопассажирском варианте – в этом случае на орбиту он доставит четырех человек и 2,5 тонны грузов, либо как беспилотный корабль для снабжения МКС.
#{image=467132}В передней части капсулы под откидным носовым обтекателем может располагаться стыковочный агрегат для причаливания к МКС. Объем возвращаемого аппарата (ВА) позволяет размещать в нем различные грузы. Под капсулой ВА находится объединенный приборно-агрегатный отсек (ПАО). Его двигатели используется как для маневров на орбите, так и в качестве системы аварийного спасения (САС) в случае аварии при запуске.
Измерят досконально
Руководитель американской частной компании SpaceX Илон Маск после первого запуска Dragon заявлял, что в следующем полете, который произошел 8 декабря, будет опробована глобальная система телеметрии (измерения данных), созданная SpaceX для Dragon.
«У нас есть наземные станции в Австралии, Южной Африке, и мы ведем переговоры с НАСА об использовании сети спутников слежения и передачи данных (TDRS network)», – цитирует Маска издательство «Большая Научная Библиотека».
Особая гордость – безопасность
Как рассказывал Маск, успешный запуск Falcon 9 высвободит деньги, удерживаемые в резерве (на случай аварии), которые компания могла бы потратить на детальный эскизный проект системы аварийного спасения для капсулы Dragon, чтобы подготовить ее к пилотируемым миссиям. Маск заявил, что он отложил планы создания традиционной (внешней) башенной системы спасения (на вершине ракеты на мачте имеется «башенка» с ракетной системой) в пользу системы, где двигатели помещены непосредственно в Dragon.
«Это делает все устройство значительно легче, и меньше вещей может пойти не так», – рассказывает Маск. «У нас также появляется возможность прервать полет на всех участках выведения на орбиту. Тогда как в случае применения башенной системы аварийного спасения она должны быть отстрелена для уменьшения веса после зажигания двигателей второй ступени, а значит, большую часть полета у вас нет этой системы», – добавил Маск.
Он заявил, что двигатели системы аварийного спасения могут быть использованы еще и в реактивной системе посадки, которая позволит приземляться на сушу и тем самым спасти средства и время, избежав посадки на воду.
Финансовый вопрос
Компания SpaceX подписала с американским космическим агентством NASA контракт на 1,9 млрд долларов, предусматривающий разработку и создание ракеты Falcon 9 и капсулы Dragon. Представители компании в марте заявляли, что ей потребуется около трех лет, чтобы доработать капсулы Dragon и Falcon 9, после чего они смогут доставлять астронавтов в космос.
Компания надеется, что NASA осуществит дополнительное вложение в размере 300 млн долларов по контракту COTS (Commercial Orbital Transportation Services, Коммерческая орбитальная транспортировка) на проектно-конструкторские работы по системе аварийного спасения, но с учетом новых игроков в игре за коммерческую транспортировку экипажей это маловероятно.
Тем временем SpaceX, Boeing и другие фирмы нацелились на 6 млрд долларов, которые администрация Обамы собирается влить в бюджет НАСА в течение ближайших пяти лет на выполнение контрактов с фиксированной ценой по доставке экипажей на космическую станцию.
В планы SpaceX входят модернизация Falcon 9 и то, что Маск называет «ракетой-носителем сверхтяжелого класса» (The Falcon 9 Heavy), которую он хочет разрабатывать в партнерстве с NASA. Агентство в соответствии с указаниями президента Обамы должно разработать ракету-носитель тяжелого класса для исследования глубокого космоса к 2015 году.
Маск заявил, что его компания «с точки зрения кассы работает очень хорошо», исправно принося прибыль в течение прошедших трех лет. Ожидается, что новые клиенты скоро анонсируют или подпишут контракты на запуск Falcon 9 в дополнение к уже подписанным контрактам на сумму 2,5 млрд долларов. Так, в июне был анонсирован контракт на сумму в 492 млн долларов с Iridium Communications Inc. (всемирный оператор спутниковой телефонной связи, покрытие составляет 100% поверхности Земли, включая оба полюса) на неназванное количество запусков Falcon 9 спутников компании в период с 2015-го по 2017 год.
«Я думаю, это хорошее начало для коммерческого космоса, – сообщил Маск. – Это доказывает, что даже такая маленькая компания, как SpaceX, может внести реальные изменения».
Первый полет
Напомним, при первом полете девять двигателей первой ступени Merlin на жидком кислороде подняли Falcon 9 в космос за 15 минут до конца четырехчасового стартового окна. Была задержка, вызванная проблемой в телеметрии системы прекращения полета ракеты, яхтой в опасной зоне пуска ракеты и срабатыванием автоматической системы прекращения полета за секунду до старта, когда компьютер зафиксировал высокое давление, снятое датчиком в одном из двигателей. Инженеры решили, что ракета в хорошем состоянии для полета, сбросили показания компьютера и возобновили пуск.