Качественно и количественно
В пятницу Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) отмечают 51-летие со дня образования. С 1995 года 17 декабря отмечается День Ракетных войск стратегического назначения и День Военно-космических сил. В связи с праздничной датой командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев рассказал журналистам о том, как развивается вверенный ему род войск.
К концу 2016 года ракетные комплексы с продленными сроками эксплуатации составят около 20% группировки
Он сообщил, что 14 декабря на боевое дежурство заступил один из полков Татищевской ракетной дивизии (Саратов), вооруженный ракетами «Тополь-М». «14 декабря в соответствии с планом развития РВСН в Татищевском ракетном соединении на опытно-боевое дежурство поставлен очередной, шестой по счету полк, вооруженный баллистическими ракетами «Тополь-М» шахтного базирования», – приводит слова командующего РИА «Новости». Каракаев уточнил, что на дежурство поставлен один дивизион в составе командного пункта и двух пусковых установок. В 2011 году, по его словам, на опытно-боевое дежурство полка будут поставлены еще четыре пусковые установки ракет «Тополь-М» шахтного базирования, а в 2012 году на вооружении полка будут находиться десять пусковых установок этого типа ракет.
«Тополь-М» (индекс 15Ж65, код СНВ РС-12М2, по классификации НАТО – SS-27 Sickle B1) – новейшая российская межконтинентальная баллистическая ракета, первая МБР, разработанная после распада СССР. Размещение первых ракет в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н (15А30, РС-18, SS-19 Stiletto), начато в 1997 году.
В ноябре было заявлено, что комплексы «Тополь-М» планируется со временем заменить на более современные РС-24 «Ярс». В пятницу Каракаев сообщил, что в Тейковской ракетной дивизии в декабре заступил на опытно-боевое дежурство второй дивизион, вооруженный этими ракетами. Первый дивизион с такими комплексами заступил на боевое дежурство в этой дивизии в январе этого года. Командующий подчеркнул, что принятие на вооружение ракеты РС-24 «Ярс» усилит боевые возможности ударной группировки РВСН по преодолению систем противоракетной обороны, тем самым укрепив потенциал ядерного сдерживания Российских стратегических ядерных сил. «Вместе с уже принятой на вооружение моноблочной ракетой РС-12М2 «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования эти ракеты составят основу ударной группировки РВСН на обозримую перспективу, до 2020 года», – сказал Каракаев.
Командующий пообещал, что к 2016 году 80% от общего количества ракетных комплексов, состоящих на вооружении РВСН, составят новые комплексы. «К концу 2016 года ракетные комплексы с продленными сроками эксплуатации составят около 20% группировки, а новые ракетные комплексы – не менее 80%», – сказал Каракаев.
На данный момент ситуация обратная – доля новых ракетных комплексов составляет 20%.
По словам Каракаева, акцент в построении перспективной ударной группировки РВСН будет сделан на ее качественное преобразование. Одновременно произойдет качественное совершенствование систем боевого управления войсками и оружием, отметил командующий. Генерал отметил, что в будущем году 75% финансов, выделенных на РВСН, пойдут на закупку вооружений и только 25% – собственно на содержание войск.
В целом, сообщил командующий, ракетная группировка РВСН диверсифицируется и к 2030 году будет состоять из ракет как стационарного, так и мобильного базирования. «В перспективных планах на ближайшие 10–20 лет ракетная группировка будет, как и сейчас, двухкомпонентной, с сохранением стационарных ракетных комплексов, обладающих высокой боевой готовностью к немедленному применению, и мобильных РК высокой живучести. Такой подход позволит с минимальными затратами и рисками по реализуемости обеспечить адекватную реакцию на возникающие и прогнозируемые угрозы», – сказал Каракаев.
Командующий сообщил также о решении продлить срок эксплуатации межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В «Воевода» (по классификации НАТО – «Сатана») до 2026 года.
Рассказав о качественном изменении российской ракетной группировки, Каракаев упомянул и о количественном: по его словам, с 2006 года были расформированы ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в Канске Красноярского края, и 19 ракетных полков.
Кроме того, сообщил Каракаев, из состава РВСН выведены Ставропольский военный институт связи и пять центральных ремонтных заводов. Объединены в одну структуру испытательный полигон «Сары-Шаган» и государственный центральный межвидовой полигон «Капустин Яр» (Астраханская область). В состав РВСН включено Тверское суворовское военное училище.
Командующий сообщил, что с 1 января 2006 года по 1 января 2010 года в РВСН было сокращено более 10 тыс. должностей военнослужащих и свыше 8 тыс. должностей гражданского персонала.
Негативно, но незначительно
Генерал-лейтенант Каракаев коснулся также международной обстановки. В частности, он заявил, что американская противоракетная оборона (ПРО) в Европе может лишь в незначительной степени негативно влиять на боевые возможности ракетной группировки России в европейской части страны. «Определенную опасность для России в военно-техническом плане могут представлять меры, предпринимаемые США по развертыванию огневых и информационных средств ПРО в Европе. Действительно, развертывание комплексов ПРО в странах Восточной и Центральной Европы потенциально могло бы оказать влияние только на небольшую часть ракетной группировки, развернутой в европейской части России», – сказал Каракаев.
Однако тактико-технические характеристики новых межконтинентальных баллистических ракет РВСН и оснащение их комплексами средств преодоления противоракетной обороны позволят в значительной мере нейтрализовать эту угрозу, отметил командующий. Он подчеркнул, что новые ракетные комплексы будут оснащаться более совершенными комплексами преодоления ПРО и нет необходимости это скрывать.
#{smallinfographicright=289078}«Необходимо заметить, что меры парирования таких негативных факторов, как развертывание ПРО, являются комплексными. Они не только предусматривают оснащение стратегических ракет разделяющимися головными частями индивидуального наведения, но и совершенствование способов построения боевых порядков и оснащение ракет перспективными средствами преодоления противоракетной обороны», – сказал Каракаев.
В то же время он признал, что Россию не может не волновать наращивание военной составляющей в космической деятельности основных зарубежных стран и перенос акцентов в производстве вооружений на создание высокоточных средств поражения и оружия нетрадиционного воздействия.
Командующий подчеркнул, что нельзя не учитывать и стремление целого ряда стран иметь собственное ядерное оружие и средства его доставки. Наличие оружия массового поражения, баллистических и крылатых ракет рассматривается военно-политическим руководством целого ряда стран как необходимое условие сохранения влияния и поддержания баланса сил в регионе, а также как средство быстрого достижения целей при военных конфликтах различной интенсивности. Было бы также весьма опрометчивым не учитывать факты распространения ядерных технологий и возможность появления ядерного терроризма, отметил генерал.
«На все это нам приходится реагировать, формируя перспективную ударную группировку РВСН», – сказал Каракаев.
СНВ не повлияет
Генерал оценил новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) с точки зрения боевых возможностей российской ракетной группировки. По его мнению, сокращение ядерного оружия в рамках нового договора не скажется негативно на возможностях России по стратегическому сдерживанию. «Взаимное сокращение Россией и США своих ядерных потенциалов не повлияет на возможности Стратегических ядерных сил России обеспечивать ядерное сдерживание. При этом основным критерием сокращения стратегических наступательных вооружений является сохранение ядерного баланса с США и обеспечение гарантированного ядерного сдерживания», – сказал Каракаев.
Он подчеркнул, что положения договора, безусловно, учитываются при формировании планов строительства РВСН. «Необходимо учитывать, что сокращение группировки РВСН осуществляется путем вывода из боевого состава отслуживших установленные сроки службы МБР, максимального сохранения на боевом дежурстве существующих ракетных комплексов, имеющих запас эксплуатационного ресурса, в том числе продленного», – отметил командующий.
Каракаев подчеркнул, что новым договором о СНВ не запрещены модернизация и замена стратегических наступательных вооружений, в том числе разработка вооружений новых типов и новых видов.
Однако после вступления в силу договор будет накладывать определенные количественные ограничения на носители и боезаряды Стратегических ядерных сил как РФ, так и США. Через семь лет после начала действия нового договора суммарные количества не должны превышать: 700 единиц – для развернутых носителей; 1,55 тыс. единиц – для боезарядов на развернутых носителях; 800 единиц – для развернутых и неразвернутых носителей, отметил Каракаев.
Удалось сохранить
Генерал-лейтенант Каракаев выразил в пятницу уверенность, что благодаря тому, что потенциал Российских стратегических ядерных сил удалось сохранить, Россия избежала возможной крупномасштабной экспансии. «При отсутствии потребного потенциала Стратегических ядерных сил и РВСН в частности или значительном его ослаблении в последние десятилетия нельзя было исключить, что Россия как государство, обладающее практически неограниченными природными запасами, могла стать объектом крупномасштабной экспансии», – сказал Каракаев, передает «Интерфакс».
По его мнению, «нельзя было исключить и втягивания России в локальные войны и вооруженные конфликты, возникающие на постсоветском пространстве, в том числе и непосредственно на границах России, в регионах, где высока вероятность проявлений сепаратизма, экстремизма, этнических и пограничных споров, массовых миграций».
«Анализ тенденций развития военно-политической обстановки показывает, что в настоящее время угроза прямой военной агрессии и развязывания крупномасштабной войны против Российской Федерации остается маловероятной. В этом значительную роль играет российский потенциал ядерного сдерживания», – заключил командующий.