«Пятно размером 20 на 1,1 км было обнаружено в 200 милях от мыса Кабо Приор в Бискайском заливе 21 октября патрульным самолетом», – сообщил в четверг «Морской бюллетень». Подозрение пало на следовавший из Швеции в египетскую Александрию «Высокогорск».
Риски уголовного преследования, которые все возрастают и возрастают, отваживают людей от флота, от профессии моряка
27 октября судно было задержано в ближайшем по маршруту порту в Гибралтаре и отведено в Альхесирас. Возбуждено уголовное дело. Отметим, что испанские законы предусматривают уголовное наказание виновным в умышленном или в результате халатности загрязнении природы.
В соответствии с сообщением руководителя дальневосточной инспекции труда РПСМ Петра Осичанского, поступившим во второй половине четверга, «судоходная компания внесла залог, который требовали испанцы, но его сумма говорит о том, что ситуация излишне драматизирована». Это заявление опубликовано на сайте Российского профессионального союза моряков. «Если бы за борт действительно попало несколько тонн нефти, как сообщают некоторые СМИ, то залог был бы в разы больше: от миллиона до миллиарда долларов», – отмечают в организации.
Однако дальнейшее судебное разбирательство по факту произошедшего инцидента грозит новыми проблемами.
«Во-первых, если кого-то из членов команды признают виновным в загрязнении окружающей среды, ему будет грозить тюрьма, – рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. – Во-вторых, с 1 января 2011 года в Европе вводится новый режим порт-контроля, создается единая база по нарушениям и задержаниям судов и, соответственно, судовладельцев-нарушителей, так что если «Высокогорск» будет признан виновным, это грозит Дальневосточному морскому пароходству проблемами в будущем. Условия игры для компании станут жестче, вплоть до запрета работать в европейских водах», – предупреждает эксперт.
При этом Михаил Войтенко отрицательно отозвался об ужесточении европейских правил судоходства: «Риски уголовного преследования, которые все возрастают и возрастают, отваживают людей от флота, от профессии моряка, – считает он. – Бывают аварийные ситуации, угрожающие жизни членов команды, бывают технические неисправности, приводящие к нанесению экологического ущерба, произошедшие не по вине команды, однако в тюрьму за все это могут угодить простые моряки».
«Новые европейские правила, грозящие членам команды тюрьмой, граничат с невменяемостью, – досадует Войтенко. – Причем делается это все не столько под давлением экологов, сколько лоббируется крупными судовладельцами, которым новые условия игры во многом на руку».
«Высокогорск» принадлежит Дальневосточному морскому пароходству и ходит под российским флагом. Это одновинтовое однопалубное судно с удлиненным баком, полуледокольной формой носа и двойными бортами. Построено в 1991 году на верфи в Бильбао (Испания). Дедвейт судна – 7 тыс. 365 тонн, грузовая вместимость – 352 20-футовых или 118 40-футовых контейнеров.
ДВМП осуществляет грузоперевозки между портами Дальнего Востока, а также Южной Кореи, Японии, Китая, Тайваня, Вьетнама, Австралии, Новой Зеландии и США.
В настоящее время флот транспортной группы FESCO, в которую входит Дальневосточное морское пароходство, составляет 49 судов общим дедвейтом 700 тыс. тонн.