Общество

19 мая 2009, 22:24

«Варяг» станет китайским авианосцем в течение года

Фото: tetem.com

ВМС Китайской Народной Республики уже в скором времени смогут обзавестись своим первым авианосцем. Купленный КНР на Украине через подставную фирму авианосец «Варяг» поставлен в сухой док для монтажа силовой установки. Корабль может быть введен в строй в течение года. Однако из-за позиции Китая, ворующего у российских производителей интеллектуальную собственность, он надолго может оказаться без надежных палубных самолетов.

Китай приступил к достройке авианесущего крейсера «Варяг». Об этом свидетельствуют фотографии китайских споттеров, появившиеся на днях в китайском сегменте Интернета и на форуме China-defense.

Вопреки лицензионным соглашениям, в КНР налажен выпуск этих истребителей из деталей местного производства под названием J-11B

Ранее, 22 апреля, агентство Xinhua сообщало о соглашении с крупнейшей французской компанией – производителем корабельных силовых установок. По мнению ряда экспертов, «Варяг» может стать учебным авианосцем Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК), на котором будут проходить тренировки китайские летчики палубной авиации.

Напомним предысторию вопроса. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (до 19 июня 1990 года – «Рига», с ноября 2008 года – Shi Lang) проекта 1143.6 является так называемым систершипом (кораблем одной серии или класса) единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5.

Корабль, спущенный на воду в Николаеве 25 ноября 1988 года, должен был стать первым советским классическим авианосцем: проект 1143.6 планировалось оснастить паровыми катапультами вместо системы старта с носовой рампы, как на «Кузнецове». Катапультный старт позволяет не только экономить топливо (а следовательно, позволяет увеличить дальность и продолжительность полета) за счет сокращения времени работы двигателей в стартовом режиме, но и запускать самолеты с максимальной боевой нагрузкой. Кроме того, катапульты позволяют взлетать с палубы тяжелым самолетам дальнего радиолокационного обнаружения.

В 1993 году по договору о разделе Черноморского флота между Украиной и Россией «Варяг» отошел Украине. Еще ранее, в 1992 году, при 67-процентной технической готовности строительство было приостановлено, корабль был законсервирован. В апреле 1998-го «Варяг» был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd. за 20 миллионов долларов, официально – для переоборудования в плавучий центр развлечений, которым корабль так никогда и не стал, в отличие от проданного той же компании авианосца «Минск».

Прежде чем продать корабль китайцам, еще не «оранжевое» украинское руководство неоднократно предлагало России выкупить корабль по цене металла с возможностью его достройки на месте, в Николаеве, где усилиями всей страны были созданы мощности, необходимые для производства кораблей такого класса. Однако эти предложения не вызвали интереса у тогдашнего российского руководства.

После сложной буксировки, продолжавшейся почти два года (627 дней, маршрут пролегал в обход Африки, в буксировке участвовало 11 кораблей и судов), 20 февраля 2002 года авианосец прибыл в порт Дальянь (Дальний), где был оставлен у набережной судоремонтного завода. Это было зафиксировано энтузиастами благодаря геоинтерфейсу Google Map. Затем, задним числом, это было признано официально властями КНР. Не оставалось никаких сомнений, что китайцы ни минуты не предполагали использовать ценное приобретение как плавучее казино: почти сразу корабль был выкрашен в цвета, принятые для боевых кораблей ВМС НОАК. Кстати, тогда же, 3 марта 2002 года, у базирующейся в Макао компании Chong Lot Travel была отозвана лицензия на игорный бизнес.

Несколько лет на «Варяге» проводились довольно интенсивные ремонтно-восстановительные работы, корабль перемещался от набережной к достроечной стенке завода. Все перемещения и ход работ отслеживались фактически в режиме реального времени благодаря споттерам и различным геосервисам. И наконец, когда в ноябре 2008 года высокопоставленный представитель Минобороны КНР старший полковник Хун Сюэпин официально озвучил планы страны по созданию национального авианосца, «Варяг» за одну ночь сменил свой облик. На его борту появился тактический номер «83» и имя собственное – Shi Lang («Ши Лянь»), в честь флотоводца династии Мин, в 1681 году захватившего Тайвань после масштабной десантной операции.

Как сообщает агентство KANWA, ходовые испытания отремонтированного корабля должны были начаться еще в 2008 году, однако они не состоялись из-за неготовности силовой установки, заказанной на Украине. 27 апреля корабль был поставлен в сухой док, как считается – для окончательного монтажа ходовых машин. Китайские газеты «намекают», что авианосец может войти в строй в ближайшие месяцы.

Пока аналитики гадают, станет ли «Ши Лянь» полноценным боевым кораблем или так и останется «учебной партой». Судя по фотографиям, работы там – непочатый край, даже если корабль и впредь останется учебным. Кроме неготовности силовой установки на нем не смонтированы радары, необходимые для обеспечения полетов палубной авиации, не видно антенн систем навигации и связи. Кроме того, даже на учебном корабле должны хотя бы ограниченно присутствовать средства противовоздушной и противолодочной обороны (ПВО и ПЛО), которых на палубе также не видно.

Поэтому сомнительно, что корабль будет передан в эксплуатацию в этом году – установка всей этой начинки требует немало времени, однако церемония официальной передачи АВ флоту и подъем флага вполне могут состояться.

Неясен и вопрос, где КНР возьмет палубную авиацию для своего корабля. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, сделка о продаже КНР палубных истребителей Су-33К не состоялась из-за позиции китайского руководства и ужесточения российской политики в сфере охраны авторских прав. Напомним, китайцы хотели приобрести небольшую партию российских машин (по разным сведениям, от 2 до 12). Однако российская сторона обоснованно заподозрила, что самолеты приобретаются «на развод», как это случилось с Су-27СК. Вопреки лицензионным соглашениям, в КНР налажен выпуск этих истребителей из деталей местного производства под названием J-11B.

Аналогичная судьба ожидала и Су-33 – китайцы вполне в состоянии, изучив российский палубник, «навализировать» (или, если угодно, – «оморить») свои клоны Су-27, морским вариантом которого и является «33-й». Очевидно, что российских производителей это никак не устраивает. По сведениям источника в холдинге «Сухой», минимальная коммерчески выгодная партия этих самолетов должна составлять 24 машины (две производственных серии по 12 экземпляров), а лучше и все 50. Отказ российской стороны продать самолеты поставил китайцев в сложное положение.

#{weapon}На самом деле создание палубного самолета не такая простая задача, как кажется. Оснастить сухопутную машину посадочным крюком, усиленным шасси и складным крылом (что само по себе непросто) еще совершенно недостаточно для превращения ее в палубную. Слишком специфические требования предъявляет морская среда, например, по антикоррозионной защите планера и бортовых систем.

В последнее время в прессе появились сообщения, что 611-й исследовательский институт в Шанхае ведет работы по палубному истребителю на базе самолета J-10 – первого истребителя четвертого поколения, созданного в основном усилиями китайских специалистов (при активной помощи коллег из России и Израиля). Однако J-10 мало приспособлен для этой роли: самолет одномоторный. Считается, что полноценный морской истребитель должен иметь два двигателя – для повышения надежности. Одномоторные самолеты (например, Harrier) используются только в роли штурмовиков, на небольшом удалении от берега или корабля. Правда, фотографии двухмоторного морского варианта J-10 пока не опубликовали ни споттеры, ни официальные СМИ.

Китайцы купили на Украине самолет «Сухого» Т-10-3, который и был первым прототипом Су-33, точнее – Су-27К («корабельный») Именно он, нет сомнений, и будет подвергнут самому внимательному изучению. Очевидно, что великие соседи «сдерут» с него все конструктивные и технологические решения, какие смогут (кроме складного крыла – на Т-10-3 стоит обычное). Тем не менее это не отменяет странной ситуации: возможно, китайские авианосцы будут готовы много раньше, чем авиагруппы для них. Начать тренировки можно и на одномоторных J-10, но передать авианосец в эксплуатацию с этими самолетами – безумие. Ровно так же обстоят дела и с J-11B: они хоть и двухмоторные, но надежность китайских копий российских двигателей АЛ-31Ф совершенно недостаточна даже для сухопутных машин, не говоря уже о морских. Имея на руках кое-какие образцы, за 5–7 лет китайские специалисты при удачном раскладе, возможно, доведут до приемлемых кондиций свои палубные самолеты, хотя в СССР/России этот процесс занял около 12 лет. Поэтому не исключено, что в ближайшие год–два тема переговоров о закупке крупной партии Су-33 еще всплывет, тем более что, по сведениям источников ВЗГЛЯДа, китайские товарищи готовы пересмотреть свою позицию.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Британия захотела присоединиться к созданию «Небесного щита» против России

Власти Британии задумались над участием в создании новой общеевропейской системы противовоздушной обороны «Небесный щит» для противодействия России, пишет Daily Mail со ссылкой на главу британского Минобороны Гранта Шаппса.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Маск: Украине нужно было соглашаться на сделку с Россией в Стамбуле

Американский предприниматель Илон Маск выразил мнение, что Киеву и его западным союзникам нужно было пойти на сделку с Россией в ходе переговоров в Турции в 2022 году.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

ВС России поразили ангар с техникой ВСУ под Николаевом

ВС России силы уничтожили ангар с украинской военной техникой в селе Дмитровка Николаевской области, заявил координатор местного подполья Сергей Лебедев.

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

События 2 мая 2014 года в Одессе официально считаются на Украине трагическим стечением обстоятельств, на деле же это было целенаправленной операцией, заявил бывший подполковник Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Прозоров.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

В парламенте Грузии начались потасовки из-за закона «О прозрачности»

Потасовками и словесными оскорблениями сопровождается в среду обсуждение в парламенте Грузии во втором чтении законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?