Общество

19 мая 2009, 22:24

«Варяг» станет китайским авианосцем в течение года

Фото: tetem.com

ВМС Китайской Народной Республики уже в скором времени смогут обзавестись своим первым авианосцем. Купленный КНР на Украине через подставную фирму авианосец «Варяг» поставлен в сухой док для монтажа силовой установки. Корабль может быть введен в строй в течение года. Однако из-за позиции Китая, ворующего у российских производителей интеллектуальную собственность, он надолго может оказаться без надежных палубных самолетов.

Китай приступил к достройке авианесущего крейсера «Варяг». Об этом свидетельствуют фотографии китайских споттеров, появившиеся на днях в китайском сегменте Интернета и на форуме China-defense.

Вопреки лицензионным соглашениям, в КНР налажен выпуск этих истребителей из деталей местного производства под названием J-11B

Ранее, 22 апреля, агентство Xinhua сообщало о соглашении с крупнейшей французской компанией – производителем корабельных силовых установок. По мнению ряда экспертов, «Варяг» может стать учебным авианосцем Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК), на котором будут проходить тренировки китайские летчики палубной авиации.

Напомним предысторию вопроса. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (до 19 июня 1990 года – «Рига», с ноября 2008 года – Shi Lang) проекта 1143.6 является так называемым систершипом (кораблем одной серии или класса) единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5.

Корабль, спущенный на воду в Николаеве 25 ноября 1988 года, должен был стать первым советским классическим авианосцем: проект 1143.6 планировалось оснастить паровыми катапультами вместо системы старта с носовой рампы, как на «Кузнецове». Катапультный старт позволяет не только экономить топливо (а следовательно, позволяет увеличить дальность и продолжительность полета) за счет сокращения времени работы двигателей в стартовом режиме, но и запускать самолеты с максимальной боевой нагрузкой. Кроме того, катапульты позволяют взлетать с палубы тяжелым самолетам дальнего радиолокационного обнаружения.

В 1993 году по договору о разделе Черноморского флота между Украиной и Россией «Варяг» отошел Украине. Еще ранее, в 1992 году, при 67-процентной технической готовности строительство было приостановлено, корабль был законсервирован. В апреле 1998-го «Варяг» был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd. за 20 миллионов долларов, официально – для переоборудования в плавучий центр развлечений, которым корабль так никогда и не стал, в отличие от проданного той же компании авианосца «Минск».

Прежде чем продать корабль китайцам, еще не «оранжевое» украинское руководство неоднократно предлагало России выкупить корабль по цене металла с возможностью его достройки на месте, в Николаеве, где усилиями всей страны были созданы мощности, необходимые для производства кораблей такого класса. Однако эти предложения не вызвали интереса у тогдашнего российского руководства.

После сложной буксировки, продолжавшейся почти два года (627 дней, маршрут пролегал в обход Африки, в буксировке участвовало 11 кораблей и судов), 20 февраля 2002 года авианосец прибыл в порт Дальянь (Дальний), где был оставлен у набережной судоремонтного завода. Это было зафиксировано энтузиастами благодаря геоинтерфейсу Google Map. Затем, задним числом, это было признано официально властями КНР. Не оставалось никаких сомнений, что китайцы ни минуты не предполагали использовать ценное приобретение как плавучее казино: почти сразу корабль был выкрашен в цвета, принятые для боевых кораблей ВМС НОАК. Кстати, тогда же, 3 марта 2002 года, у базирующейся в Макао компании Chong Lot Travel была отозвана лицензия на игорный бизнес.

Несколько лет на «Варяге» проводились довольно интенсивные ремонтно-восстановительные работы, корабль перемещался от набережной к достроечной стенке завода. Все перемещения и ход работ отслеживались фактически в режиме реального времени благодаря споттерам и различным геосервисам. И наконец, когда в ноябре 2008 года высокопоставленный представитель Минобороны КНР старший полковник Хун Сюэпин официально озвучил планы страны по созданию национального авианосца, «Варяг» за одну ночь сменил свой облик. На его борту появился тактический номер «83» и имя собственное – Shi Lang («Ши Лянь»), в честь флотоводца династии Мин, в 1681 году захватившего Тайвань после масштабной десантной операции.

Как сообщает агентство KANWA, ходовые испытания отремонтированного корабля должны были начаться еще в 2008 году, однако они не состоялись из-за неготовности силовой установки, заказанной на Украине. 27 апреля корабль был поставлен в сухой док, как считается – для окончательного монтажа ходовых машин. Китайские газеты «намекают», что авианосец может войти в строй в ближайшие месяцы.

Пока аналитики гадают, станет ли «Ши Лянь» полноценным боевым кораблем или так и останется «учебной партой». Судя по фотографиям, работы там – непочатый край, даже если корабль и впредь останется учебным. Кроме неготовности силовой установки на нем не смонтированы радары, необходимые для обеспечения полетов палубной авиации, не видно антенн систем навигации и связи. Кроме того, даже на учебном корабле должны хотя бы ограниченно присутствовать средства противовоздушной и противолодочной обороны (ПВО и ПЛО), которых на палубе также не видно.

Поэтому сомнительно, что корабль будет передан в эксплуатацию в этом году – установка всей этой начинки требует немало времени, однако церемония официальной передачи АВ флоту и подъем флага вполне могут состояться.

Неясен и вопрос, где КНР возьмет палубную авиацию для своего корабля. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, сделка о продаже КНР палубных истребителей Су-33К не состоялась из-за позиции китайского руководства и ужесточения российской политики в сфере охраны авторских прав. Напомним, китайцы хотели приобрести небольшую партию российских машин (по разным сведениям, от 2 до 12). Однако российская сторона обоснованно заподозрила, что самолеты приобретаются «на развод», как это случилось с Су-27СК. Вопреки лицензионным соглашениям, в КНР налажен выпуск этих истребителей из деталей местного производства под названием J-11B.

Аналогичная судьба ожидала и Су-33 – китайцы вполне в состоянии, изучив российский палубник, «навализировать» (или, если угодно, – «оморить») свои клоны Су-27, морским вариантом которого и является «33-й». Очевидно, что российских производителей это никак не устраивает. По сведениям источника в холдинге «Сухой», минимальная коммерчески выгодная партия этих самолетов должна составлять 24 машины (две производственных серии по 12 экземпляров), а лучше и все 50. Отказ российской стороны продать самолеты поставил китайцев в сложное положение.

#{weapon}На самом деле создание палубного самолета не такая простая задача, как кажется. Оснастить сухопутную машину посадочным крюком, усиленным шасси и складным крылом (что само по себе непросто) еще совершенно недостаточно для превращения ее в палубную. Слишком специфические требования предъявляет морская среда, например, по антикоррозионной защите планера и бортовых систем.

В последнее время в прессе появились сообщения, что 611-й исследовательский институт в Шанхае ведет работы по палубному истребителю на базе самолета J-10 – первого истребителя четвертого поколения, созданного в основном усилиями китайских специалистов (при активной помощи коллег из России и Израиля). Однако J-10 мало приспособлен для этой роли: самолет одномоторный. Считается, что полноценный морской истребитель должен иметь два двигателя – для повышения надежности. Одномоторные самолеты (например, Harrier) используются только в роли штурмовиков, на небольшом удалении от берега или корабля. Правда, фотографии двухмоторного морского варианта J-10 пока не опубликовали ни споттеры, ни официальные СМИ.

Китайцы купили на Украине самолет «Сухого» Т-10-3, который и был первым прототипом Су-33, точнее – Су-27К («корабельный») Именно он, нет сомнений, и будет подвергнут самому внимательному изучению. Очевидно, что великие соседи «сдерут» с него все конструктивные и технологические решения, какие смогут (кроме складного крыла – на Т-10-3 стоит обычное). Тем не менее это не отменяет странной ситуации: возможно, китайские авианосцы будут готовы много раньше, чем авиагруппы для них. Начать тренировки можно и на одномоторных J-10, но передать авианосец в эксплуатацию с этими самолетами – безумие. Ровно так же обстоят дела и с J-11B: они хоть и двухмоторные, но надежность китайских копий российских двигателей АЛ-31Ф совершенно недостаточна даже для сухопутных машин, не говоря уже о морских. Имея на руках кое-какие образцы, за 5–7 лет китайские специалисты при удачном раскладе, возможно, доведут до приемлемых кондиций свои палубные самолеты, хотя в СССР/России этот процесс занял около 12 лет. Поэтому не исключено, что в ближайшие год–два тема переговоров о закупке крупной партии Су-33 еще всплывет, тем более что, по сведениям источников ВЗГЛЯДа, китайские товарищи готовы пересмотреть свою позицию.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

В Киеве прогремели новые взрывы
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?