Общество

19 мая 2009, 22:24

«Варяг» станет китайским авианосцем в течение года

Фото: tetem.com

ВМС Китайской Народной Республики уже в скором времени смогут обзавестись своим первым авианосцем. Купленный КНР на Украине через подставную фирму авианосец «Варяг» поставлен в сухой док для монтажа силовой установки. Корабль может быть введен в строй в течение года. Однако из-за позиции Китая, ворующего у российских производителей интеллектуальную собственность, он надолго может оказаться без надежных палубных самолетов.

Китай приступил к достройке авианесущего крейсера «Варяг». Об этом свидетельствуют фотографии китайских споттеров, появившиеся на днях в китайском сегменте Интернета и на форуме China-defense.

Вопреки лицензионным соглашениям, в КНР налажен выпуск этих истребителей из деталей местного производства под названием J-11B

Ранее, 22 апреля, агентство Xinhua сообщало о соглашении с крупнейшей французской компанией – производителем корабельных силовых установок. По мнению ряда экспертов, «Варяг» может стать учебным авианосцем Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК), на котором будут проходить тренировки китайские летчики палубной авиации.

Напомним предысторию вопроса. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (до 19 июня 1990 года – «Рига», с ноября 2008 года – Shi Lang) проекта 1143.6 является так называемым систершипом (кораблем одной серии или класса) единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5.

Корабль, спущенный на воду в Николаеве 25 ноября 1988 года, должен был стать первым советским классическим авианосцем: проект 1143.6 планировалось оснастить паровыми катапультами вместо системы старта с носовой рампы, как на «Кузнецове». Катапультный старт позволяет не только экономить топливо (а следовательно, позволяет увеличить дальность и продолжительность полета) за счет сокращения времени работы двигателей в стартовом режиме, но и запускать самолеты с максимальной боевой нагрузкой. Кроме того, катапульты позволяют взлетать с палубы тяжелым самолетам дальнего радиолокационного обнаружения.

В 1993 году по договору о разделе Черноморского флота между Украиной и Россией «Варяг» отошел Украине. Еще ранее, в 1992 году, при 67-процентной технической готовности строительство было приостановлено, корабль был законсервирован. В апреле 1998-го «Варяг» был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd. за 20 миллионов долларов, официально – для переоборудования в плавучий центр развлечений, которым корабль так никогда и не стал, в отличие от проданного той же компании авианосца «Минск».

Прежде чем продать корабль китайцам, еще не «оранжевое» украинское руководство неоднократно предлагало России выкупить корабль по цене металла с возможностью его достройки на месте, в Николаеве, где усилиями всей страны были созданы мощности, необходимые для производства кораблей такого класса. Однако эти предложения не вызвали интереса у тогдашнего российского руководства.

После сложной буксировки, продолжавшейся почти два года (627 дней, маршрут пролегал в обход Африки, в буксировке участвовало 11 кораблей и судов), 20 февраля 2002 года авианосец прибыл в порт Дальянь (Дальний), где был оставлен у набережной судоремонтного завода. Это было зафиксировано энтузиастами благодаря геоинтерфейсу Google Map. Затем, задним числом, это было признано официально властями КНР. Не оставалось никаких сомнений, что китайцы ни минуты не предполагали использовать ценное приобретение как плавучее казино: почти сразу корабль был выкрашен в цвета, принятые для боевых кораблей ВМС НОАК. Кстати, тогда же, 3 марта 2002 года, у базирующейся в Макао компании Chong Lot Travel была отозвана лицензия на игорный бизнес.

Несколько лет на «Варяге» проводились довольно интенсивные ремонтно-восстановительные работы, корабль перемещался от набережной к достроечной стенке завода. Все перемещения и ход работ отслеживались фактически в режиме реального времени благодаря споттерам и различным геосервисам. И наконец, когда в ноябре 2008 года высокопоставленный представитель Минобороны КНР старший полковник Хун Сюэпин официально озвучил планы страны по созданию национального авианосца, «Варяг» за одну ночь сменил свой облик. На его борту появился тактический номер «83» и имя собственное – Shi Lang («Ши Лянь»), в честь флотоводца династии Мин, в 1681 году захватившего Тайвань после масштабной десантной операции.

Как сообщает агентство KANWA, ходовые испытания отремонтированного корабля должны были начаться еще в 2008 году, однако они не состоялись из-за неготовности силовой установки, заказанной на Украине. 27 апреля корабль был поставлен в сухой док, как считается – для окончательного монтажа ходовых машин. Китайские газеты «намекают», что авианосец может войти в строй в ближайшие месяцы.

Пока аналитики гадают, станет ли «Ши Лянь» полноценным боевым кораблем или так и останется «учебной партой». Судя по фотографиям, работы там – непочатый край, даже если корабль и впредь останется учебным. Кроме неготовности силовой установки на нем не смонтированы радары, необходимые для обеспечения полетов палубной авиации, не видно антенн систем навигации и связи. Кроме того, даже на учебном корабле должны хотя бы ограниченно присутствовать средства противовоздушной и противолодочной обороны (ПВО и ПЛО), которых на палубе также не видно.

Поэтому сомнительно, что корабль будет передан в эксплуатацию в этом году – установка всей этой начинки требует немало времени, однако церемония официальной передачи АВ флоту и подъем флага вполне могут состояться.

Неясен и вопрос, где КНР возьмет палубную авиацию для своего корабля. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, сделка о продаже КНР палубных истребителей Су-33К не состоялась из-за позиции китайского руководства и ужесточения российской политики в сфере охраны авторских прав. Напомним, китайцы хотели приобрести небольшую партию российских машин (по разным сведениям, от 2 до 12). Однако российская сторона обоснованно заподозрила, что самолеты приобретаются «на развод», как это случилось с Су-27СК. Вопреки лицензионным соглашениям, в КНР налажен выпуск этих истребителей из деталей местного производства под названием J-11B.

Аналогичная судьба ожидала и Су-33 – китайцы вполне в состоянии, изучив российский палубник, «навализировать» (или, если угодно, – «оморить») свои клоны Су-27, морским вариантом которого и является «33-й». Очевидно, что российских производителей это никак не устраивает. По сведениям источника в холдинге «Сухой», минимальная коммерчески выгодная партия этих самолетов должна составлять 24 машины (две производственных серии по 12 экземпляров), а лучше и все 50. Отказ российской стороны продать самолеты поставил китайцев в сложное положение.

#{weapon}На самом деле создание палубного самолета не такая простая задача, как кажется. Оснастить сухопутную машину посадочным крюком, усиленным шасси и складным крылом (что само по себе непросто) еще совершенно недостаточно для превращения ее в палубную. Слишком специфические требования предъявляет морская среда, например, по антикоррозионной защите планера и бортовых систем.

В последнее время в прессе появились сообщения, что 611-й исследовательский институт в Шанхае ведет работы по палубному истребителю на базе самолета J-10 – первого истребителя четвертого поколения, созданного в основном усилиями китайских специалистов (при активной помощи коллег из России и Израиля). Однако J-10 мало приспособлен для этой роли: самолет одномоторный. Считается, что полноценный морской истребитель должен иметь два двигателя – для повышения надежности. Одномоторные самолеты (например, Harrier) используются только в роли штурмовиков, на небольшом удалении от берега или корабля. Правда, фотографии двухмоторного морского варианта J-10 пока не опубликовали ни споттеры, ни официальные СМИ.

Китайцы купили на Украине самолет «Сухого» Т-10-3, который и был первым прототипом Су-33, точнее – Су-27К («корабельный») Именно он, нет сомнений, и будет подвергнут самому внимательному изучению. Очевидно, что великие соседи «сдерут» с него все конструктивные и технологические решения, какие смогут (кроме складного крыла – на Т-10-3 стоит обычное). Тем не менее это не отменяет странной ситуации: возможно, китайские авианосцы будут готовы много раньше, чем авиагруппы для них. Начать тренировки можно и на одномоторных J-10, но передать авианосец в эксплуатацию с этими самолетами – безумие. Ровно так же обстоят дела и с J-11B: они хоть и двухмоторные, но надежность китайских копий российских двигателей АЛ-31Ф совершенно недостаточна даже для сухопутных машин, не говоря уже о морских. Имея на руках кое-какие образцы, за 5–7 лет китайские специалисты при удачном раскладе, возможно, доведут до приемлемых кондиций свои палубные самолеты, хотя в СССР/России этот процесс занял около 12 лет. Поэтому не исключено, что в ближайшие год–два тема переговоров о закупке крупной партии Су-33 еще всплывет, тем более что, по сведениям источников ВЗГЛЯДа, китайские товарищи готовы пересмотреть свою позицию.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж
Темы дня

Санкционные удары сделали МС-21 неуязвимым

Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать первых пассажиров. И вряд ли западные конкуренты смогут придумать что-то еще, чтобы погубить проект. Теперь Boeing и Airbus придется смириться с появлением впервые в постсоветской истории их прямого конкурента.

Почему Бельгия встала стеной на защиту денег России

Бельгия стала самым яростным противником идеи о конфискации замороженных в Европе российских активов. Почему бельгийское руководство потрясено подобными планами, какие именно угрозы оно видит в случае воровства принадлежащих России денег и как еврочиновники надеются тем не менее заставить Бельгию подчиниться?

Политолог: Пышный прием Путина в Индии – это сигнал Вашингтону

Мерц собрался убедить Бельгию украсть активы России

Долина объяснила молчание по ситуации с квартирой

Новости

Суд отменил указ Балицкого об отставке главы запорожского облизбиркома

Мелитопольский межрайонный суд признал незаконным отстранение Галины Катющенко от должности главы запорожского облизбиркома и отменил указ губернатора Евгения Балицкого.

По месту перестрелки между ГУР и ВСУ в Киеве ударили «Геранями»

По месту дислокации украинских боевиков в санатории в Конча-Заспе в Киеве, где ранее произошла перестрелка между ГУР и ВСУ, нанесен удар тремя реактивными «Геранями», сообщили военкоры.

Умер сыгравший Шан Цзуна в Mortal Kombat актер

Актер Кэри-Хироюки Тагава, прославившийся ролью Шан Цзуна в серии Mortal Kombat, скончался на 76-м году жизни в Калифорнии после инсульта.

Бельгия назвала условия возможного изъятия российских активов

Заявление премьера Бельгии Барта де Вевера о критериях использования замороженных российских активов получило одобрение парламента, где депутаты встретили его аплодисментами, сообщает VRT.

Экс-премьер Британии Лиз Трасс объявила о запуске политического шоу

Бывший премьер-министр Великобритании Лиз Трасс анонсировала еженедельное политическое шоу и пригрозила «разоблачить людей, которые свергли» ее.

ВСУ атаковали комплекс «Грозный-Сити» в Чечне

Комплекс «Грозный-Сити» в Чечне подвергся атаке беспилотников Вооруженных сил Украины, сообщили СМИ.

Долина не заплатила налог за спорную квартиру

Певица Лариса Долина более полугода не выплачивала налог на имущество физлиц за спорную квартиру, сообщили адвокаты покупательницы Полины Лурье.

Четыре страны ЕС отказались участвовать в «Евровидении»

Нидерланды, Ирландия, Испания и Словения объявили об отказе участвовать в музыкальном конкурсе «Евровидение» из-за допуска Израиля, сообщают европейские СМИ.

Европейские лидеры предостерегли Зеленского от уступок России

Киев получает настойчивые рекомендации от европейских лидеров не идти на уступки России без четких гарантий безопасности со стороны Вашингтона, чтобы не оказаться в уязвимой позиции, пишет The Wall Street Journal.

Путин и Моди начали переговоры в Нью-Дели

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди встретились в Хайдарабадском дворце, одной из главных резиденций правительства в Нью-Дели.

Генерал НАТО оценил влияние отвода войск США на обороноспособность Европы

Сокращение численности американских войск в Европе не ослабит оборону континента, заявил верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генерал Алексус Гринкевич.

Дмитриев: Мерц дискредитировал себя саботажем мира

Канцлер ФРГ Фридрих Мерца дискредитировал себя разжиганием войны, самоубийством западной цивилизации, миграцией и упрямой глупостью, заявил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.
Мнения

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.

Геворг Мирзаян: Украинский кризис движется в тоннеле

Поведение всех четырех ключевых игроков дипломатического процесса (Украины, Европы, США и России) настолько предсказуемо, что возникает эффект тоннельного движения, когда сплетение четырех позиций ведет переговорный процесс к абсолютно закономерному финалу.

Юрий Мавашев: Индия становится долгосрочным приоритетом внешней политики России

Выстраивая тесные связи с Индией, наше руководство учитывает важное обстоятельство. Даже на коллективном Западе, не всегда лояльном к Индии, признают фантастический совокупный потенциал этой страны.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов