В новогодние праздники, незадолго до Рождества, жители 90 домов Фрунзенского и Московского районов Петербурга вынужденно зажгли свечи. В домах отключили электричество, а затем еще и отопление и воду, поскольку электронасосы по подаче воды, расположенные в подвалах, вышли из строя. Электричество периодически возвращалось, но потом неожиданно исчезало вновь. В одну из ночей, по рассказам местных жителей, промежутки между включениями и выключениями света составляли всего несколько минут. В домах микрорайона Купчино наблюдалась настоящая «светомузыка». Страдания людей усугублялись тем, что у многих в квартирах установлены электроплиты. Как только лампочка начинала мерцать, они бежали ставить чайники и кипятить воду. Те, у кого не было горячей воды, грели холодную в пластиковых бутылках около батарей, пока было отопление... Из-за перепадов напряжения выходили из строя компьютеры и другая техника.
Эстакаду, на которую грешат энергетики, построили только прошлым летом. Пока зимы и снега не было, и проблем не было
Причиной отключений электричества стала нештатная ситуация на подстанции «Южная». В новогодние каникулы там вышли из строя сразу несколько трансформаторов. Первые отключения на «Южной» были зафиксированы 6 января. А за последние пять дней, по данным диспетчерской службы «Ленэнерго», там произошло еще 11 отключений.
«Сама подстанция находится не в нашем ведении, а в ведении «Магистральных электрических сетей» (МЭС)», – рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД пресс-секретарь «Ленэнерго» Елена Маврина.
По данным МЭС, оборудование выходит из строя из-за реагентов, которыми дорожные службы обрабатывают кольцевую автодорогу – один из ее участков проходит в 150 метрах от подстанции.
С этой ситуацией вот уже несколько дней в круглосуточном режиме борются две сотни энергетиков. Они очищают изоляцию трансформаторов и линий электропередач от агрессивных веществ, содержащихся в дорожных реагентах, обрабатывают изоляторы специальным защитным покрытием от соли.
Одна из полос движения на кольцевой автодороге в районе ЧП перекрыта, скорость автотранспорта ограничена здесь до 10 км/час.
Однако пока не будет полной уверенности в стабильном и бесперебойном функционировании подстанции, «Ленэнерго» решило обеспечивать близлежащие районы электричеством по резервной схеме. Так они подстраховываются от отключений: «Мы переключили почти 30% своих абонентов с подстанции «Южная» к собственным энергоисточникам. Кроме того, во Фрунзенском районе в дежурном режиме находятся четыре дизельных генератора. Специалисты компании делают все возможное, чтобы в случае нештатной ситуации избежать отключений», – сообщили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе «Ленэнерго».
Электричество, тепло и горячая вода должны были уже вернуться в дома, где их не было. Но гарантии, что отключения не повторятся, никто пока дать не может. На «Южной» продолжаются работы. По некоторым сведениям, из строя выходят даже те трансформаторы, которые ремонтные бригады уже очищали от вредных химикатов, а значит, зараза продолжает лететь с дороги в сторону подстанции.
Впрочем, версию о вине дорожных служб еще нужно проверить. На месте ЧП работают специалисты лаборатории техники высоких напряжений НИИ по передаче электроэнергии постоянным током. Предстоит сделать экспертизу изоляции, предположительно пострадавшей от дорожной смеси.
В дирекции по строительству транспортного обхода вокруг Санкт-Петербурга (КАД) от комментариев по этой ситуации воздержались до завершения экспертизы. Сомнения дорожников связаны с тем, что ничего подобного с подстанциями раньше не происходило. Реагенты с дороги никогда не приводили к столь масштабным ЧП. Правда, и эстакаду, на которую грешат энергетики, проходящую в 150 метрах от подстанции, построили только прошлым летом. Пока зимы и снега не было – и проблем не было…
Уверен в том, что дорожные реагенты наносят вред, и борец за чистоту окружающей среды, замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь. В воскресенье чиновник заявил, что реагенты, применяемые зимой в российских городах для предотвращения образования гололеда, являются серьезной проблемой не только для технической инфраструктуры, но и для здоровья людей и животных, сообщает РИА «Новости».
«Используемые в Москве и Петербурге дорожные реагенты уничтожают не только дорожное покрытие и лакокрасочное покрытие автомобилей. Самое плохое, что до сих пор нет никакого анализа результатов воздействия реагентов на легкие людей. В настоящее время зафиксированы серьезные проблемы с гуляющими вдоль дорог домашними животными, в том числе у собак зафиксированы ожоги дыхательных путей от воздействия реагентов», – сообщил Митволь.