Агентство SOCA (Serious Organised Crime Agency), созданное для противостояния лидерам преступных группировок, может отказаться от своих полномочий уже в ближайшее время, пишет британская газета The Times. Поводом для такого решения, по данным издания, стал полный провал в работе ведомства.
Ведомство стало неуправляемым из-за внутренних войн, и даже двум опытным офицерам не удалось взять ситуацию в свои руки
В итоге ведущие следователи покидают агентство практически толпами, а план реализации основных мероприятий «британского ФБР» отложен на неопределенный срок. По данным собственных источников газеты, крах агентства предопределила некорректная стратегия, основанная на довольно скудных или непроверенных сведениях о реалиях криминального мира.
Дело в том, что агентство SOCA, которое представит годовой отчет о своей деятельности уже на этой неделе, вело пристальное наблюдение за 130 лидерами преступного мира, которые, по мнению следователей, держали под своим контролем наркотрафик, торговлю людьми и рэкет. Но ни один из этих людей так и не был арестован. Вместо этого агентство, воспользовавшись предоставленными ему полномочиями, только за 2006 год заключило порядка 6 сделок о признаниях вины с «осведомителями».
Согласно инсайдерской информации, перечень первоочередных мероприятий агентства был отложен после того, как исследования показали, что многие из имен в вышеназванном списке занимали довольно неприметные позиции в криминальной иерархии.
«Еще совсем недавно мы прилагали все усилия для поимки 130 «авторитетов», но чем ближе мы к ним подбирались, тем яснее открывалось перед нами их положение – кто-то оказывался (пешкой), а кто-то был уже мертв. Мы потратили впустую два года», – цитирует The Times одного из анонимных источников.
В результате бюджет SOCA был урезан Министерством внутренних дел Великобритании, а сотрудники агентства были вынуждены начинать расследования с чистого листа. Теперь внимание управления по расследованиям обращено к 500 преступным группировкам, в которые, по предварительным подсчетам, входит 15 тыс. человек.
Проблема с организацией надежной системы осведомителей не единственная на повестке дня. Во-первых, работа ведомства была практически парализована из-за крайне неповоротливой системы топ-менеджмента, внутри которой народились противоборствующие кланы.
Во-вторых, работу ведомства усложняет несовершенная компьютерная система: воспользоваться ею может ограниченное количество пользователей, которые иногда даже не могут обмениваться друг с другом необходимой информацией.
В-третьих, налицо нехватка квалифицированных кадров. В ряды ведомства были приняты 148 бывших офицеров полиции, многие из которых давно были на пенсии или просто напросились в новую организацию из-за ностальгии по привычным атрибутам полицейской жизни.
«Нас покидают самые опытные офицеры, оставляя сотрудников в окружении двух типов людей – очень умных аналитиков и тех, кто не узнал бы «барона» даже в том случае, если бы он приставил пистолет к их виску», – заявил один из анонимных собеседников издания.
На момент создания в 2006 году агентству предрекали великое будущее. По словам прежнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, оно должно было иметь дело с «жестокими, изощренными преступлениями XXI века» и его задача – избавить общество от «тирании организованной преступности», передавало BBC.
Председателем агентства по совместительству был назначен бывший генеральный директор MI5 сэр Стивен Лендер, в то время как бывший глава национального ведомства по борьбе с организованной преступностью Уильям Хьюджис стал его генеральным директором.
Однако, по данным The Times, ведомство стало неуправляемым из-за внутренних войн и даже двум опытным офицерам не удалось взять ситуацию в свои руки.
Кроме того, агентство, в обязанности которого входит надзор над отмыванием денег и финансовыми преступлениями, вынуждено признать, что в его собственной системе бухгалтерской отчетности существуют определенные «слабости».
Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что к организации с самого начала предъявлялись завышенные требования. Так, по мнению руководителя службы уголовного преследования отдела по борьбе с организованной преступностью Алисон Сондерс, критикам стоит в первую очередь обратить внимание на сложности, с которыми приходится сталкиваться, чтобы создать агентство, которое совмещало бы в себе функции национального ведомства по борьбе с организованной преступностью и таможни Ее Величества.
«Если вы хотите создать осведомленную организацию, которая, на мой взгляд, является единственным оружием в борьбе с криминалом, вам потребуется время для налаживания (контактов). Я думаю, что теперь (агентство) это понимает. Картина, которую мы видим теперь, стала четче и эффективнее», – считает она.
Представители самого агентства тем временем настаивают на том, что все не так плохо.
«Мы всегда говорили о том, что унаследовали бедную картину видения криминального мира и продолжаем работу над ее шлифовкой, – заявил официальный представитель агентства. – Конечно, нельзя говорить, что наша концепция ничуть не изменилась. Так, в последнее время мы тесно сотрудничали с полицией Англии и Уэльса, в отчетах которых содержалась информация более чем о тысяче преступников, которые теперь внесены и в нашу базу. Но у нас по-прежнему много работы, чтобы привести IT-систему, персонал и системы получения сведений в соответствие требованиям времени».