Задержаны двое граждан Республики Таджикистан, подозреваемые в убийстве журналиста Первого российского телеканала Ильяса Шурпаева, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на начальника Главного штаба МВД Таджикистана полковника милиции Хайдара Махмадиева. Они уже дают признательные показания.
По данным источника, один из подозреваемых был ранее судим за ограбление
К операции, по словам Махмадиева, были привлечены представители московской милиции, которые прибыли в Душанбе минувшей ночью, передав таджикским коллегам подробную ориентировку на предполагаемых убийц Ильяса Шурпаева.
Другие подробности о задержании и личности предполагаемых убийц в интересах следствия пока не разглашаются.
В случае доказательства вины задержанных они будут осуждены согласно таджикскому законодательству: «Конституция Таджикистана запрещает выдачу своих граждан иностранному государству», – указал полковник МВД.
Вместе с тем, по его словам, сейчас главное – «поймать истинных преступников и грамотно провести следствие».
Несколько дней назад источник в оперативно-следственной группе, ведущей дело, заявил , что в Таджикистане были обнаружены предполагаемые убийцы журналиста. По данным агентства «Интерфакс», российское правосудие активно добивается их выдачи.
«Насколько известно, одному из подозреваемых 25 лет, другому – 20 лет», – уточнил источник.
А незадолго до поступления этой информации в эфире радиостанции «Сити-FM» прозвучало заявление высокопоставленного сотрудника ГУВД, который на условиях анонимности рассказал, что преступление совершили два жителя Таджикистана, с которыми Ильяс Шурпаев познакомился накануне у памятника героям Плевны и пригласил к себе в гости. Их зафиксировала камера видеонаблюдения в подъезде и запомнила консьержка.
По данным источника, один из подозреваемых был ранее судим за ограбление, совершенное в Москве, так что причиной убийства стали корыстные мотивы. Из квартиры корреспондента пропало около миллиона рублей, из которых 100 тыс. рублей предназначались на лечение его матери, а еще 900 тыс. были собраны на квартиру в Москве.
Представитель ГУВД также отметил, что знакомые предполагаемых убийц рассказали о том, что у приятелей после ночи, когда был убит Шурпаев, появилась большая сумма в рублях. На все расспросы молодые люди заявили, что деньги нужны для семейного торжества.
32-лений Ильяс Шурпаев был найден мертвым в ночь с 20 на 21 марта в Северо-Восточном округе столицы. Предварительные данные судебно-медицинской экспертизы показали, что он был задушен брючным ремнем. Затем преступники подожгли квартиру, которую журналист снимал последние две недели.
По первой версии следователей, убийство корреспондента произошло на бытовой почве.
Очевидно, журналист сам впустил преступников в дом, так как около 02.00 он звонил консьержке и просил пропустить двух молодых людей. Однако следствие рассматривало и версию гибели корреспондента в связи с его профессиональной деятельностью.
Судя по новостям с сайта Первого канала, Ильяс Шурпаев делал репортажи о событиях в Дагестане и Абхазии еще в начале года. Последний его сюжет о восстановительных работах в Новоафонском монастыре в Абхазии датирован 12 марта. Примерно тогда же Ильяс перевелся в Москву.
В последней записи в блоге Шурпаева значилось: «Ну дожили! Теперь я диссидент! И смех и грех. Я тут писал уже, что в одной дагестанской газете идет борьба журналистов с учредителями… Учредители дали список людей, которых нельзя в этой газете печатать, упоминать и даже с ними общаться в стенах редакции. И вот я там в первых рядах! Во главе списка! Самое смешное, что в этой газете, окромя заметок про свои путешествия, я не писал ничего крамольного. В политической жизни республики или даже своего района я не участвовал, ибо мне лень, и вообще некогда, так как надо было на тренажеры и с дочкой в кино и на качели… Может, учредители знают про меня то, чего не знаю я сам? Может, мне надо «чемодан – вокзал – Израиль», чтоб не стать вторым Ходорковским? Короче, Матильда! Вяжи-ка ты мне носки шерстяные. На всякий случай. Размер 43 с половиной».
Ильяса Шурпаева похоронили в Махачкале по мусульманскому обычаю. На похороны прибыло руководство Первого канала. Генеральный директор дирекции информационных программ Кирилл Клейменов сказал: «Я давно хотел приехать в ваш город на какой-нибудь праздник вместе с Ильясом, но мне даже в страшном сне не могло присниться, что я буду стоять и говорить на его могиле, – сказал на кладбище Клейменов. – Профессия журналиста делает человека жестким и порой циничным, но это не относилось к Ильясу Шурпаеву, он был смелым журналистом, но в то же время добрым и отзывчивым человеком и другом».