Пиратские вылазки у берегов Африканского Рога происходят давно. Однако именно в этом году сомалийские морские разбойники превратились в угрозу безопасности мирового масштаба.
Поскольку пиратская угроза не ослабевает, российский ВМФ останется у Африканского Рога на постоянной основе
Цифры говорят сами за себя: в 2007 году у побережья Сомали зарегистрировано 37 пиратских нападений, а в 2008 году – около 125, в результате 45 судов (то есть примерно каждое третье) были захвачены. Все атаки случились в стратегически важной части Мирового океана, через которую к Суэцкому каналу или из него ежегодно проходят свыше 20 тысяч торговых судов, а это почти 10% мирового грузооборота.
По последним данным, в плену у сомалийских пиратов остаются 17 судов и две яхты. Об этом во вторник сообщило специализированное издание «Морской Бюллетень – Совфрахт».
При этом на борту теплохода CEC Future находятся 11 граждан России, по одному гражданину Эстонии и Грузии. На борту сухогруза Faina – двое граждан России, 17 – Украины, один – Латвии. На Bosphorus Prodigy находятся восемь граждан Украины. Всего в плену в настоящее время содержатся более 300 моряков – как минимум 287 человек из стран, заявлявших о захватах, плюс неизвестное количество членов экипажей рыболовных судов Йемена и Кении. Средняя стоимость выкупа за каждое судно составляет 1,8 млн долларов. Средняя продолжительность нахождения в плену – 60 суток.
Принцип освобождения заложников и у пиратов один – большие деньги. Таким образом уже освобождены 15 судов. Между тем иногда удаются и силовые операции. Так, французскому спецназу удалось освободить семейную пару французских яхтсменов. Кроме того, по утверждению правительства автономной провинции Путленд, наемной береговой охраной провинции освобождены два судна. Третий вариант и вовсе парадоксальный: йеменские сухогруз Amina и рыболовное судно Falluja вовсе были освобождены бесплатно.
В плену у сомалийских разбойников сейчас находятся два судна, захват которых привлек внимание мировой общественности. 25 сентября был захвачен украинский сухогруз Faina, на борту которого обнаружились тяжелые вооружения, в том числе 33 танка Т-72. А 17 ноября пираты сумели взять на абордаж один из крупнейших супертанкеров – Sirius Star, перевозивший около двух миллионов баррелей нефти. Оба упомянутых выше захвата произошли на расстоянии свыше 500 км от берега, где экипажи считали себя вне опасности.
Кроме того, в руках у морских разбойников остаются:
– турецкий сухогруз Bosphorus Prodigy. Был захвачен 5 декабря. На борту остаются 11 человек – восемь граждан Украины и три гражданина Турции;
– танкер-химовоз Biscaglia. Был захвачен 28 ноября. Новое и пугающее в этом захвате – на танкере была вооруженная охрана. Трое из охранников, двое из которых англичане, прыгнули за борт. Экипаж около 30 человек, из которых 25 граждан Индии, двое граждан Индонезии;
– балкер DELIGHT, который был захвачен 18 ноября с грузом 36000 тонн пшеницы. Судно следовало в Бандар Аббас, Иран, то есть после прохода Суэцким каналом в восточном направлении. Экипаж 25 человек;
– танкер-химовоз Chemstar Venus, захвачен 15 ноября в 96 милях к востоку от порта Аден. Экипаж 23 человека, из них пятеро – граждане Южной Кореи;
– танкер-химовоз Karagol – 12 ноября захвачен в 16 милях от побережья Йемена, следовал в Индию с 4 500 тоннами химикатов на борту. Экипаж 14 человек, все граждане Турции;
– танкер Stolt Strength – второй танкер компании Stolt, атакованный пиратами, – захвачен 10 ноября. Экипаж 23 человека, все филиппинцы. Танкер следовал на Кандла с фосфорной кислотой;
– 7 ноября был захвачен сухогруз CEC Future. На борту 11 граждан России, один гражданин Эстонии и один – Грузии. Теплоход CEC Future с грузом металла следовал в Батам, Индонезия;
– 29 октября захвачен турецкий балкер Yasa Neslihan. Судно с грузом руды следовало из Канады на Китай. Экипаж 22 человека, все граждане Турции;
Также в руках у пиратов находятся буксир Masindra 7 балкера African Sanderling, буксир Yenagoa Ocean, несколько рыболовных судов и французская яхта, используемая пиратами в качестве судна-базы.
В 2008 году прямые потери от действий пиратов составили около 120 млн долларов – это общая сумма выкупа, выплаченная за освобождение судов. Но есть еще и косвенные убытки, связанные с ростом страховых выплат и изменением маршрутов.
Проблемой пиратов пришлось заниматься не только соседним государствам, великим державам, чьи интересы были затронуты, но и Совбезу ООН – органу, призванному бороться за поддержание мира в глобальном масштабе. ЕС, Россия, США, КНР, Индия, Малайзия и многие другие страны направили в район Африканского Рога в общей сложности около 20 боевых кораблей.
Напомним также, что с октября вахту у берегов Сомали несет сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый», который уже провел несколько конвоев торговых судов и участвовал совместно с кораблями других стран в отражении пиратских атак. Поскольку пиратская угроза не ослабевает, российский ВМФ останется у Африканского Рога на постоянной основе, и в январе «Неустрашимый» будет сменен кораблем Тихоокеанского флота.