Открытие новой линии петербургского метрополитена для Северной столицы событие поистине долгожданное.
Многие не верили, думали, что эти шахты метро так и останутся просто шахтами на карте нашего города. Но мы сделали то, что обещали
Строить так называемый «Фрунзенский меридиан» (проходит через Фрунзенский район) начали около двадцати лет назад, еще в советское время, но потом в связи с экономическими и политическими кризисами 1990-х годов стройку заморозили.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко еще раз напомнила собравшимся предысторию открытия станции «Волковская».
«Когда я баллотировалась на пост губернатора, я обещала, что строительство «Фрунзенского радиуса» возобновится, − сказала она. − Многие не верили, думали, что эти шахты метро так и останутся просто шахтами на карте нашего города. Но мы сделали то, что обещали».
Губернатор призналась, что строительство метро – штука затратная, финансирование его ведется в основном из городского бюджета, федеральных денег не хватает, но власти все равно будут продолжать развивать подземку.
В субботу открылись две станции: «Волковская» и «Звенигородская». Через месяц должны запустить третью − «Спасскую»: сначала планировали открыть их все разом, но с третьей не успели. В следующем году у «Звенигородской» должен появиться надземный вестибюль (сейчас с нее возможен только переход на действующую станцию первой линии − «Пушкинскую»), а в 2010 году двери перед пассажирами должны распахнуть станции «Обводный канал» и «Международная».
Новая ветка метро тянется на юго-восток в сторону густонаселенного района Купчино (самый известный уроженец Купчина − президент России Дмитрий Медведев).
Несмотря на то что в эту субботу в строй введена только одна принципиально новая станция − «Волковская» (вторая пока служит лишь переходом на другую ветку), горожане скоро почувствуют большие изменения в транспортной системе города. Руководство метрополитена решило увеличить новую пятую ветку за счет старой четвертой, уменьшив последнюю почти наполовину. Теперь станции метро «Спортивная», «Чкаловская», «Крестовский остров», «Старая деревня» и «Комендантский проспект» будут частью линии, начинающейся от «Волковской», а жители правобережья Петербурга смогут добраться до перечисленных станций только с пересадкой.
Первоначально планировалось перекроить транспортную схему уже 20 декабря, но потом решили не путать людей в зимние праздники и отсрочить реформы на месяц. Часть четвертой линии станет пятой только после ввода в строй пересадочной станции «Спасская», открытие которой уже несколько раз откладывалось. В метрополитене говорят, что на ней смонтированы эскалаторы нового типа, прежде в подземке не применявшиеся, они потребуют дополнительной обкатки. По последним данным, станцию откроют 1 февраля 2009 года.
Точное время открытия новой ветки питерского метро стало известно только в момент самого открытия – произошло это в районе полудня 20 декабря. Но народ начал прибывать гораздо раньше, и людей собралось много. С самого утра в трамваях, идущих по Лиговскому проспекту в сторону новой станции «Волковская», кондукторы делились с людьми последними слухами о новой линии метро и рассказывали, что она уже работает. Люди бросали дела, выходили у «Волковской» и в восемь, и в девять утра, но раньше двенадцати им все равно туда попасть не удалось.
Народу было много. Под завистливыми взглядами простых смертных за стеклами красивого новенького вестибюля с надписью «Волковская» пропадали люди с приглашениями на открытие.
Новая ветка метро тянется в сторону густонаселенного района Купчино, самый известный уроженец которого − президент РФ Дмитрий Медведев
«Это кто же так объявляет?! – возмущалась пенсионерка. – Сказали к одиннадцати, а сейчас сколько?»
«Вы еще скажите, что мы виноваты, что кондукторы в трамваях звали народ на станцию в 8 утра», − ухмыляются охранники метрополитена.
Во время ожидания корреспонденту газеты ВЗГЛЯД удалось перекинуться парой слов с машинистом поезда метро Сергеем, который вскоре скрылся в дверях новой станции: «Мне вести состав в двенадцать, я буду не первым, − рассказал он нам. – Но все равно решил вот пораньше приехать, посмотреть на это все (смотрит на гигантскую толпу). Помню, как открывали другие станции, то же самое было. А то, что старая четвертая линия теперь будет в два раза короче, так ничего страшного. Все те станции, которые от нее «отрубили», были открыты меньше десяти лет назад. Просто все вернется в те времена, будет, как раньше».
Наконец мы попадаем внутрь. На перроне не протолкнуться. Метростроевцы, почетные гости, журналисты, начальники... Даже оркестр, который будет играть марш, когда торжественно объявят открытие, оттеснен толпой в промежуток между двумя большими колоннами. То есть музыканты со всеми своими барабанами и трубами стоят в такой же толпе, как и все остальные, окруженные людьми и справа, и слева, и спереди, и сзади.
Машинисты, ожидающие своего звездного часа, с удовольствием позируют фотографам и сами снимают все происходящее на фотоаппараты.
Наконец чиновники отчитались о проделанной работе, голос в вагоне с явным удовольствием произносит: «Следующая станция – «Звенигородская». Переход на линию один», − двери закрываются и поезд трогается. Пути новые, дорога ровная, никакого постороннего скрежета, шума. Короче говоря, дорога – одно удовольствие. Только… краской пахнет. Всю дорогу в поезде отчетливо стоит запах свежей краски.
Мы выходим на второй и конечной пока станции «Звенигородская». Снова фотографируемся. Толпа радостно осматривает каждый метр перрона. Идем в переход. Непривычно. Попадаем на хорошо знакомую станцию первой линии − «Пушкинскую», раньше с нее никаких переходов не было.
Путешествие закончено. Всем, кто захочет теперь кататься по новой ветке питерского метро, напоминаем: с 1 января 2009 года проезд в метрополитене Санкт-Петербурга подорожает с 17 до 20 рублей.