Градостроительный смысл будущего сооружения очевиден: грандиозная Триумфальная арка, установленная при входе на Украинский бульвар, должна зафиксировать в пространстве его главную ось, а также завершить северную часть архитектурного ансамбля площади Европы, сообщает издание «Собственник» .
Таким образом, фактически у Киевского вокзала появятся сразу две Триумфальные арки, заключенные друг в друга
А поскольку бульвар пересекает Большую Дорогомиловскую улицу под острым углом, архитекторы (авторский коллектив под руководством знаменитого академика архитектуры Юрия Платонова) придумали остроумный способ обыграть это: под аркой выполнен косой проход.
Асимметричность здания архитекторы попытались выровнять дополнительным объемом – внутренней аркой, выполненной из больших металлических конструкций. Таким образом, фактически у Киевского вокзала появятся сразу две Триумфальные арки, заключенные друг в друга.
Самое любопытное в этом проекте то, что новая Триумфальная арка – сооружение отнюдь не сугубо декоративное, призванное играть роль градостроительной доминанты. В наш рациональный век такое строительство, пожалуй, никто бы не понял и уж тем более вряд ли кто-то осуществил бы.
Поэтому архитекторы предложили создать на пересечении Украинского бульвара и Большой Дорогомиловской улицы полноценный гостинично-деловой центр, в котором на 16 700 кв. м разместится отель, а еще на 10 500 кв. м – офисные и торговые помещения. Кроме того, 37,7 тыс. «квадратов» архитекторы отвели в своем проекте под подземный паркинг (на 750 машино-мест), оснащенный двумя рампами и техническими помещениями.
Команда Юрия Платонова предлагала разместить на верхнем уровне арки роскошный пентхаус, однако эту идею градсовет, что называется, зарубил на корню: пентхаус повышает общую этажность объекта с 65 до 73 м, что делает его совсем несоразмерным по масштабу окружающей застройке. Впрочем, будущая арка в любом случае обещает смотреться на площади Европы довольно значительно.
«Дело даже не столько в ее высоте, но в помпезности архитектуры, нарочито укрупненном масштабе деталей, – считает искусствовед Алексей Клименко. – Когда-то Юрий Платонов предлагал поставить почти игрушечную Триумфальную арку между Киевским вокзалом и гостиницей «Рэдиссон-Славянская», просто чтобы облагородить довольно запущенное пространство между ними. Обидно, что в итоге из этого остроумного и камерного проекта выросло нечто совершенно огромное и подавляющее».
Впрочем, габариты будущего сооружения на данный момент окончательно не утверждены. На заседании Общественного градостроительного совета мэр Юрий Лужков в своей характерной манере заметил, что арка не должна выглядеть «слоном в посудной лавке» и портить уже сложившийся архитектурный ансамбль, – и проект был возвращен архитекторам на доработку.
Директор МНИИТЭП Юрий Григорьев в свою очередь рекомендовал более детально продумать диагональный арочный проход под зданием, поскольку в представленном варианте возникла очевидная асимметрия двух его частей. А Алексей Клименко предложил сделать фасады арки разноцветными. «Объект граничит со зданиями, выдержанными в определенной цветовой гамме, и с зеленым бульваром. Возможно, цвет придаст постройке желаемую теплоту и лишит имперских амбиций», – подчеркнул он. Другие члены совета также высказались за смену мрачного грифельного тона фасадов арки. Было выдвинуто даже предложение сделать арку белой – так она будет гармоничнее смотреться рядом с белоснежным Киевским вокзалом.
Думается, дальнейшая архитектурная судьба этого проекта во многом зависит от габаритов, которые в итоге будут утверждены, и того, как объект будет «привязан» к конкретной местности. Похоже, у вокзала готовится собраться очень пестрая компания – аллегоричный фонтан «Похищение Европы», торгово-деловой центр «Китеж» и громадный коммерческий комплекс «Киевская площадь».
Как будет смотреться на их фоне новый реализованный проект? И нужна ли городу в принципе вторая Триумфальная арка? Защитники проекта наверняка вспомнят Париж, в котором, как известно, таких арок целых три. Однако не нужно забывать и о том, что во французской столице эти сооружения размещены на одной оси и стали частью масштабного градостроительного замысла, примирившего районы исторического центра и нового Сити. У нас же появление еще одной Триумфальной арки вполне может вылиться в архитектурный анекдот.