Стероиды и анаболики давно вышли за рамки спорта и широко применяются в фитнес-клубах и программах для похудения.
ФТАР на грани дисквалификации
В 90% случаев допинг спортсмены принимают добровольно, хотя, когда дело доходит до объяснений, многим из них могли бы позавидовать писатели-фантасты
Российских атлетов и спортсменов глава антидопинговой службы ОКР не пожалел и вины с них за применение неспортивных препаратов снимать не стал, только отметил, что особенно неприятно, когда в подобных скандалах замешаны известные спортсмены. Действительно, оба российских тяжелоатлета достаточно известны в мире – Дмитрий Берестов был олимпийским чемпионом в Афинах, а Евгений Писарев успел два раза стать победителем на европейских юношеских первенствах. Однако чиновники из IWF (Международной федерации тяжелой атлетики) к регалиям спортсменов остались равнодушны.
В случае если еще кто-нибудь из российских атлетов попадется на применении запрещенных препаратов в этом году, Федерацию тяжелой атлетики России дисквалифицируют на два года, а Олимпиаду-2008 в Пекине пропустят и мужская, и женская сборные нашей страны. В том, что чиновники из IWF свои угрозы исполнят, сомневаться не приходится – в прошлом за аналогичные нарушения уже были наказаны Индия, Нигерия, Болгария и Турция.
При этом Дурманов отметил, что версии о кознях, которые зарубежные чиновники строят российским спортсменам, – не более чем досужие домыслы. «В 90% случаев допинг спортсмены принимают добровольно, хотя, когда дело доходит до объяснений, многим из них могли бы позавидовать наши писатели-фантасты», – отметил Дурманов.
Допинг-контроль проходят не только тяжелоатлеты – российских футболистов проверяют перед каждым туром. К чести футбольных воинов, можно сказать, что уличить кого-нибудь из российских клубов в употреблении допинга пока не смогли.
Анаболики и фитнес
Дурманов подчеркнул, что проблема с употреблением анаболиков в России касается не только спортсменов, но и практически всех обывателей |
Дурманов подчеркнул, что проблема с употреблением анаболиков в России касается не только спортсменов, но и практически всех обывателей. По данным Интерпола, оборот допинг-препаратов в мире уже превысил оборот наркотиков и не последнюю роль в этом печальном процессе играют Россия и Китай.
Сейчас в борьбе с распространением запрещенных препаратов антидопинговой службе ОКР помогает Госнаркоконтроль, однако сам список запрещенных веществ в нашей стране пока насчитывает только 13 позиций. Во всем мире, кроме России и Китая, запрещено производство метандиенона (в простонародье метана), который широко применяется в пушной промышленности – от него у зверей лучше растет шерсть и мышечная масса.
«Однако с этих зверей в скором времени сдирают шкуру, поэтому производители не думают об их здоровье. Препарат стоит дешево, купить его может каждый подросток», – посетовал Дурманов и напомнил, что именно на этом препарате попалась российская легкоатлетка Наталья Садова.
Массовое применение анаболиков из спорта перекочевало в фитнес-клубы. Ситуация патовая: конфисковать препараты из клубов сотрудники ГНК могут, но наказать тех, кто их распространяет, не представляется возможным: нет соответствующей законодательной базы.
На применение стероидов и анаболиков молодых людей чаще всего подвигает массовая поп-культура, считает Дурманов. «Все хотят иметь мощный торс или идеальную фигуру, а о последствиях задумываться не хочет никто», – отметил чиновник ОКР. Кроме усовершенствования законодательства, необходимы и такие меры, как создание негативного образа человека, применяющего анаболики, и регулярные социологические исследования, по которым можно было бы судить об эффективности подобной антирекламы.
Одной из главных проблем будущего может стать генный допинг, то есть генная перестройка, которая сможет сделать человека неутомимым или сверхагрессивным. Опасность прежде всего в том, что схемы изготовления и применения подобного допинга уже можно без труда найти в Интернете и для производства не потребуется больших средств или дорого оборудования.
Кроме того, российские лаборатории пока не оснащены необходимым оборудованием, чтобы вычислять тех, кто применяет такие препараты. В ближайших планах ОКР – закупка нового оборудования и применение немецкой «кельнской» методики, которая на сегодняшний день является лучшей в мире.