Переговоры о создании TTIP шли больше трех лет – с 2013 года прошло четырнадцать раундов, и для США было крайне важно согласовать текст договора до конца президентства Обамы.
Ставка на создание «экономического НАТО» была сделана очень серьезная – оно создавало бы новую геополитическую реальность
Изначально планировалось до 2017 года успеть не только заключить соглашение, но и провести его через американский и европейский парламенты, но уже в прошлом году стало понятно, что это нереально – как из-за медленно шедших переговоров, так и вследствие негативного отношения к договору в Конгрессе. Вашингтону нужно было хотя бы успеть подписать само соглашение, но и на это оставалось все меньше времени и шансов – и вот теперь уже понятно, что ничего при Обаме подписано не будет.
«Проходящие дискуссии по соглашению о свободной торговле между Европой и США не могут быть завершены до конца текущего года. Несбалансированность соглашения очевидна, и Франция его не поддержит», – заявил во вторник президент Франции Олланд. Это первое публичное признание провала переговоров из уст главы одного из европейских государств. Если Олланд был еще более-менее дипломатичен, то главный переговорщик от Франции, государственный секретарь по вопросам внешней торговли Маттиас Фекл рассказал о дальнейших шагах:
«Франция считает, что наступил момент истины и принятия решения. В конце сентября на встрече министров стран ЕС, ответственных за вопросы внешней торговли, в Братиславе я буду просить от имени Франции прекращения переговоров по TTIP... Европейская комиссия может, конечно, продолжать переговоры, и юридически этому никто не может помешать. Но у переговоров больше не будет политической поддержки Франции».
Об этом же заявил и вице-канцлер и министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль:
«Я считаю, что в этом году договор TTIP с Америкой невозможно будет заключить, либо это будет TTIP Lite, или нужно пойти на уступки, чего европейцы не должны делать».
Габриэль добавил, что изначально, в отличие от канцлера Меркель, был «более скептически» настроен в отношении перспектив договора.
На этом фоне забавно смотрится позиция Вашингтона и Брюсселя – они все еще пытаются отрицать реальность. Американский переговорщик Майкл Форман сказал, что «на самом деле, переговоры продвигаются», а пресс-секретарь Европейской комиссии заявил, что «ЕК добивается устойчивого прогресса в текущих переговорах по TTIP... Они даже вступили в решающую стадию после внесенных по всем статьям предложений. Если все условия будут соблюдены, Европейская комиссия готова завершить сделку до конца года».
То есть ерунда, что Франция и Германия (и, естественно, выходящая из ЕС Великобритания) не собираются ничего сейчас подписывать – «заключим сделку».
Понятно, что ничего никто не подпишет. Создание общего американо-европейского рынка как минимум откладывается – причем в тот момент, когда и в Европе, и в самих США набирают силу сторонники национального суверенитета и протекционизма. Второго шанса на заключение TTIP в ближайшие годы может уже и не представиться, а значит, в англосаксонских планах глобализации впервые произошел крупный сбой. Настолько крупный, что его последствием может стать крах самого проекта «единого мирового порядка».
При этом понятно, что провал TTIP стал лишь следствием изменения главного мирового тренда – национальные элиты, десятилетиями уступавшие под напором транснационального капитала и наднациональных элит, переходят от обороны к наступлению. Дело не только в росте сопротивления самих народов, будь то европейцы или американцы – важно и то, что национальные элиты оказались в положении, когда дальше отступать уже некуда. Их настолько прижали к стенке, что дальнейшая сдача позиций под глобалистским напором уже в ближайшее время привела бы к полной потере национального суверенитета (и так уже ограниченного сверх всякой меры).
Как европейские, так и американские элиты вынуждены как минимум менять тактику – демонстрировать (кто-то искренне, кто-то нет) своим народам заботу о национальной идентичности и государственном суверенитете. Чтобы не доводить дело до прямого «восстания масс».
Смена настроений и перегруппировка сил внутри национальных элит пока еще не очень заметна, хотя первые ласточки вроде повсеместного роста влияния несистемных политических партий и политиков, евроскептицизма и «Брексита» уже дают представление о масштабе ожидающих мир перемен. Ставка на создание «экономического НАТО» была сделана очень серьезная – наряду с заключенным в прошлом году Транстихоокеанским торговым партнерством (ТТП) оно создавало бы новую глобальную экономическую реальность, меняло бы всю геополитическую раскладку.
«Золотой миллиард» был бы крепко стянут военным, идеологическим, экономическим, торговым и финансовым поясом, и весь остальной мир был бы вынужден или подстраиваться под провозглашенные «передовым отрядом глобализации» правила и законы, или давать им открытый бой.
Правила, записанные в TTIP и ТТП, стали бы новой «конституцией» мировой экономики – и был бы сделан огромный шаг в сторону сосредоточения всей власти в руках наднациональных сил (то есть элит и корпораций). Теперь произошел сбой, и для того чтобы продвигать глобализацию дальше, наднациональной элите придется взять паузу. За время которой может много чего произойти.
Главными политическими сторонниками TTIP были Обама и Меркель – они продвигали его всеми силами. Но и Обама, и Меркель перестанут возглавлять свои страны в следующем году: Обама совершенно точно, а Меркель более чем вероятно. Весной сменится власть и во Франции, а Великобритания уже стоит на пороге выхода из ЕС. То есть у власти в ключевых странах Запада не останется людей, которые бы прикрывали своим авторитетом (или просто должностью) процесс протаскивания договора о TTIP.
Именно поэтому было решено сделать паузу – немецкие и французские элиты решили показать как свой национализм, так и заботу о европейских ценностях (во всех смыслах). Переговоры прерываются – чтобы дождаться избрания нового американского президента, результатов выборов во Франции (весной) и Германии (начало следующей осени). То есть реальное возобновление переговоров возможно только в конце 2017 – начале 2018 года. Но каким будет тогда мир?
Если в ноябре в США победит Трамп, о возобновлении переговоров можно забыть – он и сейчас критикует что заключенное ТТП, что TTIP. Но даже в случае победы Клинтон возобновление переговоров будет для новой администрации непростым делом – в ходе президентской кампании, сражаясь с Сандерсом, Клинтон была вынуждена пообещать, что не подпишет ни ТТП, ни TTIP. Против и большинство в Конгрессе – даже одобрение уже подписанного ТТП сейчас невозможно (и уже тем более это не удастся сделать в новом составе Конгресса, который будет сформирован после ноябрьских выборов).
Но даже если Клинтон, как верный сторонник наднациональных сил, и начнет переговоры – с кем она будет их вести? Если во Франции победит Ле Пен – говорить будет не с кем. Даже при победе Жюппе или Саркози новому правительству придется считаться с более чем негативным отношением элиты и народа к невыгодному Франции «партнерству». Кто станет новым немецким канцлером осенью следующего года? Какой будет расстановка сил в бундестаге, в котором впервые окажется фракция «Альтернативы для Германии»? В каком вообще состоянии будет находиться сам Европейский союз через полтора года?
Сама по себе идея ускоренной и тайной подготовки соглашения о TTIP была, конечно, крупной ошибкой наднациональных элит. Европейцы еще не смирились с потерей суверенитета в ходе создания ЕС, да и сам ЕС еще не достроен – а тут им навязывают уже переход на следующий уровень глобализации.
С другой стороны, понятно, что транснациональные силы нервничают, торопятся, внутри глобалистского проекта идет конкуренция – и, кроме того, нет уверенности, что достроенный Евросоюз окажется столь же управляемым, как и нынешний. А вдруг он превратится в некое подобие «четвертого рейха», бросит вызов англосаксонским элитам? Лучше спеленать его сейчас, пока он еще в стадии созревания.
Попытались – и тем самым лишь еще больше помогли росту антиглобалистских настроений в Европе, попали в противофазу со стремлением к суверенитету и национальной независимости. И теперь крах проекта «экономического НАТО» может аукнуться и НАТО обычному – то есть всей системе атлантического контроля над Старым Светом.