Совет безопасности РФ опубликовал проект Стратегии развития информационного общества в России на 2017–2030 годы.
«Есть категория документов высшего разряда, которые относятся к национальной безопасности и которые подписывает президент. Это в том числе и данная стратегия. Перед этим, напомню, была опубликована доктрина информационной безопасности. В данном же документе вопросы безопасности затронуты, но косвенно», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД управляющий партнер и генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.
То государство, которое научится обрабатывать эти знания, эти большие объемы данных о гражданах, о транспорте, медицине, образовании, коммерции – такое государство будет «на коне
«Стратегия, в частности, результат работы восьми подгрупп рабочей группы, которая была создана при администрации президента, под руководством Игоря Щеголева (в 2008–2012 годах министр связи и массовых коммуникаций, с 2012-го – помощник президента – прим. ВЗГЛЯД) после форума «Интернет-экономика», прошедшего в декабре 2015 года, – отмечает Игорь Ашманов. – Процесс этот – закономерный. Прошел форум «Интернет-экономика», по его итогам в январе 2016 года были даны поручения, была создана рабочая группа – и данная стратегия черпает мысли оттуда».
Впервые сделана попытка договориться о терминах – в конце текста стратегии приведен соответствующий глоссарий. «Ранее термины употреблялись как бы как общепонятные, но на самом деле их все понимали по-разному», – поясняет Ашманов.
Современные информационные технологии все глубже проникают в жизнь общества. Электронные государственные услуги, онлайн-медицина и онлайн-образование, электронные библиотеки и финансовые услуги в последние годы стали привычной частью жизни все большего количества людей. Адекватное и эффективное использование цифровых услуг в этой ситуации становится не просто желательным, а само собой разумеющимся, тем более учитывая возможности, которые они предоставляют.
«То государство, которое научится обрабатывать эти знания, эти большие объемы данных о гражданах, о транспорте, медицине, образовании, коммерции – такое государство будет «на коне» и будет иметь все инструменты для развития и улучшения», – добавляет Ашманов.
О значимости развития в России современных информационных технологий регулярно говорится на самом высоком уровне, а главной угрозой в этом процессе Владимир Путин видит опасность «не поймать технологическую волну».
Именно достижению этой цели и посвящен подготовленный проект стратегии. Согласно ему, в России будут созданы национальные платформы онлайн-образования, онлайн-медицины, единая инфраструктура электронного правительства, национальная электронная библиотека и другие цифровые инфраструктурные платформы. Например, Федеральная налоговая служба намерена постепенно перевести все взаимодействие с налогоплательщиками в бесконтактную плоскость в рамках работы электронного правительства.
Президент Фонда развития информационной демократии Илья Массух сделал акцент на переориентации основной задачи в новой редакции стратегии. «Это уже не инфраструктурное развитие. Если раньше мы проводили телефонные линии, осваивали мобильные телефоны, интернет, то в новом проекте стратегии мы уже развиваем направление использования этой информации – либо накопление знаний, либо использование в сфере экономики и социальной сфере (системы культурного развития, онлайн-медицина). Развитие цифровой экономики – это то, о чем говорил президент в своем свежем послании», – сказал Массух.
Он также добавил, что в новой редакции стратегии уделено серьезное внимание безопасности коммуникаций. «Причем не только государственных. Важно, что уделяют внимание уже и гражданам. Они должны взаимодействовать на безопасном уровне, с безопасными устройствами. Стратегия отвечает на эти новые вызовы времени», – уточнил Массух.
Благодаря развитию и распространению цифровых технологий современное общество нередко называют информационным. Однако информационное общество – это далеко не общество знаний. А формирование в России именно его – общества знаний – является важнейшим приоритетом для страны. Однако для этого нужны условия для воспроизводства и распространения знаний – от научных и изобретательских кружков для детей до поддержки одаренных студентов частными компаниями. Современные электронные технологии способны создать в данном направлении качественно новый прорыв.
Другим приоритетным направлением, обозначенным в проекте стратегии, является создание цифровой экономики, которая в свою очередь позволит резко повысить производительность труда, эффективность производства, даст толчок росту во многих отраслях экономики и поможет привлечь инвестиции в сферу инновационных технологий.
Для России крайне актуальным является формирование новых рынков, основанных на информационных и коммуникационных технологиях, и занятие на этих рынках лидирующих позиций, в том числе через развитие экосистемы отечественных компаний цифровой экономики.
Это тем более значимо, поскольку задает России требование технологически соответствовать мировому уровню развития данных технологий, а еще лучше – задавать его. Соответственно, именно наша страна и отечественные организации должны создавать уникальные прорывные технологии, которые будут задавать тренды, а не гнаться за более успешными зарубежными конкурентами.
В стратегии признается отставание России по ряду направлений и подчеркивается необходимость обеспечить суверенитет в том числе в области развития технологий, отмечает собеседник. «Дело в том, что раньше об этом прямо не говорилось. Но в нынешнем году, когда начали говорить об импортозамещении, такие идеи начали проникать и в документы высшего уровня», – указывает Ашманов.
В этой ситуации крайне значимой становится роль государства, которое должно задать условия, выдержав баланс между протекционизмом и созданием условий для здоровой конкуренции. Россия по собственному печальному историческому опыту знает, чем оборачивается отсутствие в экономике и технологиях реальной конкуренции. Соответственно, безусловно, нужны преференции и поддержка для российских IT-компаний, но при этом нельзя создавать им «оранжерейные условия». У «Яндекс.Такси» будет куда больше стимулов развивать сервис, продукты и технологии при конкуренции с GetTaxi и другими аналогичными системами, нежели без оных.
Государство заинтересовано в развитии и повышении уровня российских IT-компаний, чтобы они становились драйвером отечественной экономики. Но государство может только дать им «удочку», создав благоприятные условия для развития, а дальше решение должно быть за рынком.
Отдельной темой, разумеется, являются те граждане, которые не хотят, не могут или просто боятся пользоваться современными электронными технологиями. В данном вопросе предлагаемая стратегия однозначна – при всем перестраивании система сохраняет и будет сохранять традиционные «аналоговые» схемы.
Ашманов добавляет, что, по его оценке, предложенная стратегия адекватна текущему моменту. «Основное, хотя и не очевидное, «прозрачное как воздух» свойство этого документа заключается в том, что руководство страны – правительство и администрация президента – говорят на языке, который не вызывает никакого отторжения у профессионалов в области IT-технологий, – подчеркивает Ашманов. – Мы теперь говорим на одном языке. Это очень хорошо, поскольку многие годы во власти отставало понимание этой быстро меняющейся и высокотехнологичной отрасли. Понимание отставало и у спецслужб. Я уж не буду говорить о безумных высказываниях разных депутатов, как патриотического, так и либерального толка». Теперь понимание налицо – «специалисты-айтишники, люди, занимающиеся информационным бизнесом, и люди во власти все понимают на одном уровне», вновь подчеркивает собеседник.
В свою очередь Илья Массух отметил: «Первый раз вижу в государственном документе, что по мере появления новых технологий перечень основных направлений может быть изменен. У нас интернет-технологии и информационная сфера динамичная, она требует постоянного обновления. Здесь это заложено». Он также добавил, что в целом стратегия соотносится с движением ООН по развитию информационного общества.
До 25 декабря продлится общественное обсуждение подготовленного проекта стратегии, после чего он будет доработан и рассмотрен на заседании Совбеза в январе 2017 года.