В четверг президент России Владимир Путин встретится в Кремле с президентом Франции Франсуа Олландом, который продолжает «дипломатический марафон» после серии террористических актов в Париже.
Несмотря на инцидент с Су-24, идея создания коалиции жива, хотя ее реализация будет еще более сложной
По сообщению пресс-службы Кремля, лидеры обсудят вопросы противодействия террористической угрозе, включая координацию в борьбе с группировкой «Исламское государство*» (ИГ, запрещена в РФ), а также ряд других актуальных тем международной повестки дня. Предполагается «обмен мнениями по всему комплексу двусторонних отношений».
Президенты договорились об этой встрече 17 ноября. Во время телефонного разговора Путина и Олланда было «условлено, в частности, обеспечить более тесные контакты и координацию действий между военными ведомствами и спецслужбами двух стран в ходе операций против террористических структур, осуществляемых Россией и Францией в Сирии». В тот же день Путин поручил российским военным установить прямой контакт с французскими коллегами и работать с ними «как с союзниками», а также разработать план совместной борьбы с террористами на территории Сирии.
На прошлой неделе премьер-министр Франции Мануэль Вальс выразил надежду на то, что Путин и Олланд в ходе предстоящей встречи договорятся о координации усилий для борьбы с ИГ.
«Мы никого не хотим исключать»
Олланд, признающий необходимость международного объединения в борьбе с терроризмом, уже провел переговоры с руководителями Великобритании и Германии. Накануне он побывал в Вашингтоне, где встретился с президентом США Бараком Обамой. В четверг утром он встретится с премьер-министром Италии Маттео Ренци, а во второй половине дня прибудет в Москву.
После разговора с Обамой французский лидер заявил, что его страна будет работать вместе с Россией в Сирии, если Москва сосредоточит свои усилия на уничтожении ИГ, а также на поиске политического решения для сирийского кризиса. «В четверг я отправлюсь в Москву, чтобы встретиться с Владимиром Путиным. И я скажу ему, что Франция может работать с Россией, если Россия сконцентрирует свои военные действия на «Даеш» (арабская аббревиатура ИГ), против ИГ. И если Россия будет привержена политическому решению в Сирии», – сказал Олланд.
«Это то, что мы хотим сделать... Собрать все страны, всех, кто хочет найти политическое решение для Сирии. Мы не хотим никого исключать», – добавил он.
Коалиция в различных формах
В среду посол России во Франции Александр Орлов подтвердил, что главной темой визита Олланда станет обсуждение вопроса создания объединенной международной коалиции для борьбы с ИГ. По словам высокопоставленного дипломата, «коалиция может иметь различные формы». «Первая – координация, и это необходимо. Но мы готовы идти дальше, вместе планировать нанесение ударов по позициям ИГ и создать с этой целью единый генеральный штаб с участием Франции, США и всех стран, готовых участвовать в коалиции», – сказал Орлов.
Также в среду министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал верным предложение Олланда принять меры по закрытию турецко-сирийской границы. Французский лидер озвучил эту идею, комментируя инцидент со сбитым Турцией российским бомбардировщиком Су-24М. «Я обратил внимание, возвращаясь к пресс-конференции президентов Франции и США Франсуа Олланда и Барака Обамы в Вашингтоне, что президент Франции предложил принять меры по закрытию турецко-сирийской границы, чтобы прекратить и поток боевиков, и подпитку террористов, – сказал российский министр. – Показательно, что президент Обама на это никак не отреагировал, но я думаю, что это верное предложение».
Лавров выразил надежду, что на встрече в Кремле «Олланд поподробнее нам об этом скажет». «Мы были бы готовы всерьез рассмотреть необходимые для этого меры... Многие говорят о том, что, перекрыв эту границу, мы, по сути дела, пресечем террористическую угрозу в Сирии», – добавил Лавров.
Олланду нужно проявить себя
Эксперты сходятся во мнении, что главная тема беседы будет касаться ситуации в Сирии и борьбы с «Исламским государством». При этом возможно появление договоренностей о совместной операции против исламистов. Тем не менее сам формат встречи предполагает, что лидеры обсудят и другие вопросы.
Бывший первый замминистра иностранных дел России Федор Шелов-Коведяев убежден, что интересы Олланда лежат на поверхности и вызваны тем, что Франция столкнулась с серией страшных, неожиданных и глубоко драматичных событий.
«Франция успела выступить активно против ИГ в Сирии и будет, судя по всему, наращивать свои усилия, понимая, что в дальнейшем на нее тоже будут направлены террористические удары. Ясно, что все эти действия надо координировать. В отличие от США, Европа более подвержена угрозе исламского терроризма, поэтому Олланду надо договариваться, искать какие-то пути взаимодействия с Россией, которая очень активно ведет себя в этой ситуации», – сказал Шелов-Коведяев газете ВЗГЛЯД.
С ним согласен ведущий сотрудник Центра социальных проблем Института Европы РАН Сергей Федоров. По его словам, Олланд не может не ответить на крупнейший теракт в послевоенной истории Франции. «Олланду нужно даже в чисто политическом плане проявить себя, показать, что он действует как внутри страны, так и на международной арене. Идея создания единой коалиции все-таки присутствует в мыслях Олланда. Видимо, об этом он говорил с американским президентом. И это созвучно мыслям и предложениям нашего руководства. Несмотря на сложности и инцидент с Су-24, идея создания такой коалиции жива, хотя ее реализация в силу последних событий будет еще более сложной», – сказал Федоров газете ВЗГЛЯД.
#{interviewpolit}«Судьба Асада не должна препятствовать»
Непреодолимое препятствие Федоров видит в разном отношении к президенту Сирии Башару Асаду. «Запад, в том числе и Франция, считает, что Асад – источник всех бед, что ИГ появилось как ответ со стороны оппозиции на асадовскую репрессию. Поэтому таким образом его уход может решить все проблемы, с чем Россия совершенно не согласна. Тем не менее стороны сблизили свои позиции в том плане, что судьба Асада не должна препятствовать разрешению создания военной коалиции и затем перевода этого процесса в русло политического урегулирования», – полагает эксперт.
«Стали более адекватно воспринимать Украину»
Еще один аспект, который не лежит на поверхности, полагает Шелов-Коведяев, – это желание многих европейцев выйти из тупика, в который они сами себя загнали путем неадекватной оценки происходящего на Украине. «Под темами международной повестки дня имеется в виду именно это. Это попытка поговорить о том, как жить дальше. Понятно, что они не могут с ходу позволить себе отменить санкции, но тем не менее как-то начать искать выход из этого тупика», – полагает он.
Говоря об интересах России, Шелов-Коведяев напомнил, что еще в начале осени Путин предложил создать международную коалицию по борьбе с терроризмом. «И если в этом направлении будет какое-то движение, то это, безусловно, в наших интересах. Мы не считаем, что должны в одиночку выстоять в Сирии. В принципе, мы заинтересованы в том, чтобы в Европе стали более адекватно воспринимать Украину, нынешний правящий политический класс, что происходит внутри Украины и вокруг нее. Мы мирные люди и не разделяем позицию, когда действуют какие-то санкции... Если европейцы будут готовы более адекватно воспринимать Россию, нашу политическую позицию, то это будет для нас приятно и полезно», – уверен Шелов-Коведяев.
По словам Федорова, интерес России заключается и в том, что Москва контактирует с Западом, в том числе с таким ключевым игроком, как Франция, пытаясь найти общее решение, сближение позиций, «тем более в свете конфронтационных отношений, которые сложились между Западом и Россией». «Любые контакты в этом плане полезны и необходимы, тем более в решении сирийской трагедии. Это вполне разумно», – уверен Сергей Федоров.
«Сгладить ситуацию с Су-24»
По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, президент Франции постарается сгладить ситуацию со сбитым турецкими ВВС российским Су-24. «Я думаю, что Путин подробно объяснит Олланду российскую позицию и почему Россия считает действия Турции абсолютно неприемлемыми и провокационными, и что они ничем не обусловлены, – сказал Лукьянов РИА «Новости». – Судя по реакции, которая доносится из кругов НАТО, действия Турции вызвали шок и восприняты как неадекватные. В этом смысле, я думаю, Олланд постарается сгладить ситуацию».
Что касается борьбы с терроризмом, то Лукьянов отметил, что региональные страны «до такой степени опутаны своими собственными интересами, что не могут выступать ответственными участниками объединенных усилий (в противодействии терроризму)».
«Это касается не только Турции, но и других государств. Я думаю, что это сейчас совершенно не праздный, а важный вопрос. Потому что складывается ощущение, что внешние силы по разным причинам заинтересованы в том, чтобы террористическую организацию ослабить, а региональные державы придерживаются других приоритетов. Соответственно, коалиция может быть скорее внешняя, чем всеобъемлющая. Я думаю, это тема, которую Путин и Олланд, скорее всего, будут обсуждать», – отметил Лукьянов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ