Новоизбранный президент Ирана Хасан Роухани не будет встречаться со своим российским коллегой Владимиром Путиным в августе в иранском порту на каспийском побережье Бендер-Энзели. Об этом заявил в среду посол Ирана в Москве Махмуд Реза Саджади.
Это уже будет неполноценный формат визита по Каспию – за исключением ключевой страны. Так что это уже не турне
По словам посла, «такая встреча не запланирована». «Российский и иранский лидеры встретятся в рамках проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества в сентябре в Бишкеке», – отметил он.
Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, лидер России собирался нанести визиты в порты своих партнеров по Каспийскому региону, но Тегеран предложил посетить также и столицу, чтобы побеседовать с высшим руководителем и духовным лидером – аятоллой Али Хаменеи. Если бы аятоллы смогли зазвать к себе российского гостя, он стал бы в Тегеране первым прибывшим из Москвы лидером после 1943 года.
Как отмечали наблюдатели, в Исламской Республике «уклонение» от визита в столицу восприняли как оскорбление. В то же время в других странах визит Путина в Тегеран могли бы расценить как прямую моральную поддержку режима аятолл.
Судя по заявлению посла, стороны так и не смогли договориться, и поездка в Иран вообще не состоится. Между тем в минувшую пятницу пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что сроков визита главы государства в Иран нет. «Визит планируется, но четко согласованных сроков на данный момент нет», – цитирует Пескова ИТАР-ТАСС.
Посол также объявил, что на церемонии инаугурации Роухани Москву будет представлять спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Церемония инаугурации намечена на 4 августа. На нее приглашены 13 глав государств, в том числе лидеры Афганистана, Армении, Гвинеи-Бисау, Ливана, Казахстана, Пакистана, Таджикистана, Того, Туркменистана, премьер-министры Свазиленда и Сирии.
Эксперты отмечали, что турне Путина преследовало вполне конкретные цели, а именно – подготовку к четвертому Каспийскому саммиту глав-государств, намеченному на вторую половину текущего года. Хозяйкой саммита будет Россия.
По их мнению, планируемый визит можно было бы расценивать как попытку выстроить российско-иранские отношения, которые резко ухудшились после разрыва контракта на поставку ЗРК С-300.
Иран ждет конкретных предложений по поставкам ракетного комплекса «Антей-2500» взамен комплекса С-300, заявил посол Саджади. «Я думаю, что сначала Россия должна окончательно рассмотреть этот вопрос (возможные поставки комплексов «Антей-2500»), а потом, после окончательного рассмотрения, выдвинуть свое конкретное предложение. То есть мы ждем конкретного предложения РФ», – сказал посол.
Как утверждала пресса, в последний раз Путин отменял свой визит в октябре прошлого года, это была поездка в другую восточную страну – Пакистан. Вместо него в Исламабад отправился министр иностранных дел Сергей Лавров, чтобы успокоить пакистанских политиков, недовольных отменой визита. Впрочем, официально Кремль не подтверждал планы о таком визите.
А в мае прошлого года, сразу после своего переизбрания, Путин проигнорировал встречу в верхах «большой восьмерки» в американском Кэмп-Дэвиде. Вместо него за океан тогда поехал премьер Дмитрий Медведев.
«Очистить от политического мусора»
«Путин прекрасно понимает, что Иран является важным игроком в данном регионе, и он намерен расчистить поле для диалога от того политического мусора, который появился между странами, – пояснил газете ВЗГЛЯД гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. – И то, что инициатива Путина посетить Иран исходила из Кремля, как раз призвано вызвать позитив у иранского руководства».
По словам Сафарова, «если Иран отказывается, то турне не будет». «Это уже будет неполноценный формат визита по Каспию – за исключением ключевой страны. Так что это уже не турне, а просто визиты в некоторые прикаспийские государства», – сказал он.
Впрочем, по мнению эксперта, это не отразится на повестке возможных переговоров между странами. «Встречу Путина и Роухани перенесли на 13 сентября в Бишкек. Там, на полях ШОС они все и обсудят», – полагает он.
Так, основным предметом переговоров станет урегулирование проблемы, связанной с поставками в Иран российской системы ЗРК С-300 и иранским иском к России на сумму более 4 млрд долларов. Вторым вопросом будет ядерная энергетика.
И Москва, и Тегеран хотят серьезного прорыва в этом вопросе, считает эксперт. «Бушерская АЭС является важным примером плодотворного сотрудничества между двумя странами, но этот проект имеет тяжелый имиджевый шлейф, поскольку реализовывался он на протяжении 14 лет. Россия изъявила желание доказать Ирану, что готова строить новые объекты не по 14 лет, а за три–четыре года. Сотрудничество в ядерной сфере не менее прибыльное, чем в военно-техническом плане. И третий вопрос – это вопрос региональной безопасности. Сторонам есть что обсудить. Это и Сирия, и Египет», – резюмировал Сафаров.