«Мы будем доверять не столько публичным политическим гарантиям, сколько техническим возможностям России обеспечить свою безопасность», – заявил в среду российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, подчеркнув, что говорит как председатель ВПК, а не дипломат. Так он прокомментировал возможное предложение американской стороны о сокращении стратегических потенциалов.
Высшее политическое руководство не может воспринимать эти заверения всерьез
В среду американский президент Барак Обама заявил, что намерен инициировать переговоры с Россией о сокращении ядерных потенциалов на треть.
«В то же время мы будем работать с нашими союзниками по НАТО, чтобы стремиться к сокращению американских и российских тактических вооружений в Европе», – добавил глава Белого дома. Кроме того, США планируют добиваться ратификации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
По мнению Дмитрия Рогозина, к предложению американского президента нельзя относиться всерьез, учитывая наращивание Соединенными Штатами потенциала перехвата стратегического потенциала.
#{smallinfographicleft=269513}США отказываются от всякого рода ограничений в этой сфере, подчеркнул вице-премьер, так, уже сегодня развитие ПРО США предполагает четыре этапа. «Возникает вопрос: четыре этапа – и все? Наверное, после этого будут пятый, шестой, седьмой и восьмой этапы», – предположил он.
Дмитрий Рогозин указал, что оборонительные системы и наступательные – это взаимосвязанные вещи. «Гонка наступательных вооружений тянет за собой гонку оборонительных, и наоборот», – сказал Рогозин. «Не понимать это – значит либо просто открыто врать, лукавить, блефовать, либо демонстрировать свой глубокий непрофессионализм», – считает он.
Вице-премьер выразил уверенность, что ЕвроПРО – это лишь часть глобальной обороны, «которая будет действовать по принципу «Фигаро здесь – Фигаро там», перебрасывая силы в места напряженности, не ограничиваясь ничем».
В этих условиях «лучшая гарантия – когда мы знаем, что имеем потенциал ответа на любую агрессию», – добавил Рогозин.
Недоверие к предложению американского президента ранее высказал и замглавы Военно-промышленной комиссии при российском правительстве Юрий Михайлов.
«Предложение президента США по сокращению ядерных потенциалов эксплуатирует превосходство США в области высокоточного оружия. Таким образом, фактически делается попытка уменьшения ядерного потенциала РФ», – прокомментировал Михайлов заявление Обамы.
Следует отметить, что опубликованная военным ведомством новая стратегия США рассматривает возможность применения ядерного оружия только в чрезвычайных обстоятельствах, для защиты себя или союзников.
Тем не менее, как заявил Владимир Путин на совещании по вопросам госпрограммы вооружений в части воздушно-космической обороны, России необходимо учитывать опасность нанесения первого, так называемого обезоруживающего удара. «Среди военных аналитиков все чаще звучат разговоры, что возможен первый, так называемый обезоруживающий, обезглавливающий удар, причем даже против ядерных держав. Это тоже мы должны учитывать в наших планах развития Вооруженных сил», – заметил он.
Также Владимир Путин указал, что, несмотря на некоторую реконфигурацию ПРО по времени и по географии, от самой программы никто не отказывается: «Она осуществляется, вопрос времени только, когда, где и какие элементы этой системы ПРО будут реализованы».
В этой связи создание военно-космической обороны остается одним из ключевых направлений военного строительства, подчеркнул президент. «Мы не можем допустить, чтобы был нарушен баланс системы стратегического сдерживания, чтобы была снижена эффективность наших ядерных сил», – пояснил он.
В среду также президенту был впервые продемонстрирован новый перспективный комплекс ПВО ЗРК «Витязь».
Глава государства осмотрел кабину машины, где пообщался с одним из разработчиков комплекса Константином Пологовым. Гендиректор «Алмаз-Антея» Владислав Меньщиков сообщил, что этот комплекс пойдет на замену С-300 первого поколения.
«Договорились с Минобороны, в этом году хотим передать на испытания ракеты», – сказал Меньщиков главе государства. Министр обороны Сергей Шойгу, сопровождавший президента, подтвердил эти планы.
Новый ЗРК представляет собой самоходную пусковую установку, работающую совместно со всеракурсным радаром с электронным сканированием пространства и командным пунктом на базе шасси специального автомобиля БАЗ. В боекомплект комплекса входят ракеты средней дальности, используемые в ЗРК С-400, и ракеты малой дальности.