В пятницу Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) подал в суд на блогера Алексея Навального. Как говорится на сайте фонда, исковое заявление о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда направлено в Люблинский районный суд Москвы.
На мой взгляд, перспективы этого судебного иска вполне очевидны. Наша сторона сможет получить с Навального компенсацию за ущерб деловой репутации
Поводом для иска стала публикация, размещенная Навальным 26 сентября в своем блоге в «Живом журнале». В подделке своей подписи на документах о фирме в Черногории оппозиционер обвинил главу ФоРГО Константина Костина.
История о зарубежной фирме Навального появилась в период кампании по выборам мэра Москвы. Навальный, будучи кандидатом, отрицал ее наличие, а его штаб даже утверждал, что некие хакеры взломали сайты черногорских органов власти, чтобы внести туда данные об этой компании. Затем оппозиционер прежнюю версию признал ошибочной и представил новую – о том, что его подпись была подделана. «Предполагаю, что документы были сфабрикованы, а потом за взятку помещены в черногорский реестр. Скорее всего, организовали Костин и Ко», – написал он.
Напомним, Костин еще в конце сентября не исключал, что обратится в суд в связи с обвинениями Навального. «Если что-то (из написанного Навальным) не подпадает под оценочные суждения, а (подпадает) под оскорбления и т. д., тогда, соответственно, подадим в суд. Навальный у нас стал «большим политиком», а политик должен отвечать за все, что говорит», – говорил Костин.
Как заявил в среду газете ВЗГЛЯД защищающий интересы ФоРГО адвокат Андрей Муратов, Навальный «сообщал нелицеприятные сведения о моих доверителях, что и послужило поводом для обращения в суд». Теперь в течение пяти дней судья должен принять решение – отклонить или принять иск – и в последнем случае назначить дату рассмотрения. Муратов пока не озвучивает сумму исковых требований, но подчеркивает: «Наши требования не экзотические, можно сказать, стандартные – Навальный должен опровергнуть сведения, которые он распространил, и компенсировать моральный вред».
Константин Костин также сообщил газете ВЗГЛЯД, что он и возглавляемый им фонд хотели бы добиться от Навального опровержения его «крайне нелицеприятных» слов в адрес сотрудников ФоРГО. «Все его обвинения, как мне кажется, были абсолютно бездоказательны», – добавил Костин.
По словам политолога, решение подать иск было принято после того, как юристы фонда провели несколько экспертиз и сочли достаточными основания для обращения в суд. «Сам иск мы опубликуем после того, как дело будет принято к рассмотрению. Я не хочу оглашать текст иска и требования, пока не будет назначена дата первых слушаний», – пояснил он.
Что касается мотивов для подачи иска, то Костин напомнил: «Алексей Анатольевич и раньше допускал довольно неуклюжие бездоказательные высказывания про «Единую Россию» и еще по целому ряду вопросов». Напомним, что Костин состоит в «Единой России».
Политолог подчеркнул, что когда Навальный был гражданским активистом и блогером, «он вполне мог позволить себе такие вещи». «Я не считал необходимым на это реагировать. Сейчас он позиционирует себя как политик, создает партию, участвует в выборах. Соответственно, он должен вести себя не как анонимный комментатор, а как ответственный политик, находящийся в определенных этических рамках», – отметил Костин.
Он считает также, что Навальный, выдвинув свои упреки в адрес ФоРГО, уподобился герою известной песни Андрея Макаревича*. Напомним, лидер группы «Машина времени» обиделся на блогеров, обвинивших его в попытке польстить президенту Дмитрию Медведеву после того, как Макаревич рассказал в своем блоге о встрече президента с музыкантами. В короткой песне он сравнил интернет-критику с плевками с балкона. «Политик должен ответственнее подходить к тому, что он говорит», – отметил Костин.
Глава ФоРГО считает большой ошибкой Навального то, что «в этой ситуации он начал отвергать очевидное».
«Он попытался неуклюже оправдаться, к тому же обвинив некоторое количество людей в том, что они искусственно создали ему эти проблемы. После предвыборных баталий в Москве было заявление главы налоговой администрации Черногории о том, что Навальный и Мария Гайдар были в коммерческом суде города Бар, где их подписи были заверены. Навальный обвинил в подлоге должностных лиц страны, входящей в Евросоюз. Он обещал подать иск в суд Черногории. Это может сильно осложнить ему передвижение по Шенгенской зоне, поскольку там к репутации госслужащих относятся очень серьезно», – полагает Костин.
Костин уверен, что судебное разбирательство будет все время возвращать Навального к этому неприятному для него эпизоду, когда «он просто соврал». «Он вполне мог просто сказать, что: «Да, когда-то давно зарегистрировал фирму, думал, что она давно ликвидирована, в ее деятельности никакого участия не принимал», – пояснил Костин. В общем-то, никакого ущерба, по предположению политолога, рейтингу и репутации кандидата это бы не нанесло.
«А так началась какая-то ерунда, слова о том, что «нашисты» что-то взломали», что было опровергнуто властями Черногории. В общем, все это было крайне неубедительно, – напомнил Костин. – Но сваливать с больной головы на здоровую тоже не совсем правильно, то есть показать, что за всей этой историей стоят какие-то провластные силы, бывшие сотрудники администрации – это неправильно. Это, конечно, укладывается в концепцию, которую некоторые сторонники Навального стараются продвигать, но абсолютно абсурдно с точки зрения любого нормального человека и здравого смысла вообще».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом