В пятницу лидер «Правого дела» Михаил Прохоров написал в своем блоге, что трагедия «Булгарии» стала следствием стремительной деградации и разрушения инфраструктуры в стране, а также коррумпированности чиновников.
Государство – неэффективный собственник, а тем, чтобы привлечь частные инвестиции в сектор речного судоходства, никто не озаботился
«За 20 лет мы построили только пять энергоблоков АЭС, тогда как в 80-е годы их вводилось по два ежегодно. Мы строим в год 1–1,6 тыс. км дорог, тогда как Китай – 45 тыс. км, причем несопоставимого качества. У нас содержание и обслуживание речного флота не выдерживает никакой критики. Трагедия «Булгарии» – печальный эпизод общей закономерности», – считает политик.
По мнению Прохорова, наказать должностных лиц, ответственных за то, что произошло на Куйбышевском водохранилище, «можно и нужно», однако очередной всплеск уголовных дел и кадровых чисток не восстановит порядок, не запустит механизм модернизации инфраструктуры, не устранит тотальную коррупцию.
«Виноваты в произошедшем на Волге многие. Государство – неэффективный собственник, а тем, чтобы привлечь частные инвестиции в сектор речного судоходства, никто не озаботился, так как это сложно. Сложно, потому что не работает система, потому что слишком многое в стране монополизировано и неповоротливо», – поясняет Прохоров.
Во всем этом, по мнению лидера правых, виновата «политическая монополия». «Она не может защитить граждан и не способна обеспечить развитие страны. Монополия к тому же пытается заставить общество молчать. Если ее не разрушить, деградация продолжится», – опасается политик.
«Под защитой монопольной партии власти чиновники стали особым классом, их число стремительно выросло, а критерии отбора свелись к наличию дружеских, коммерческих или родственных отношений с вышестоящими руководителями», – говорит Прохоров.
«Круговая порука теневого бизнеса и коррумпированных чиновников привела в действие колоссальную машину по выкачиванию ресурсов из собственной страны. А поскольку паразитирует вся эта система на инфраструктуре, созданной еще в советское время, время от времени «материал» не выдерживает. Тогда и случаются подобные трагедии», – считает он.
Прохоров уверен, что ничего не изменится, пока во власти не появятся силы, готовые брать на себя реальную ответственность. «Ответственность за защиту своих граждан. Ответственность за развитие, в том числе инфраструктуры. Во власти должны быть политики, которые будут решать проблемы, а не заставлять людей молчать о них. В этом вижу главную задачу для себя», – заключил лидер правых.
Ранее в пятницу Следственный комитет (СК РФ) сообщил, что продолжает расследование уголовного дела о крушении 10 июля 2011 года теплохода «Булгария», а также назвал окончательное число пассажиров и жертв трагедии.
«Следственным путем установлено, что в момент крушения теплохода «Булгария» на борту находился 201 человек, из которых 79 – спасены, 114 – погибли. Кроме того, на данный момент пропавшими без вести числятся восемь человек. Все они признаны потерпевшими по уголовному делу», – говорится в сообщении, опубликованном в пятницу на сайте ведомства.
«Следствием предъявлены обвинения генеральному директору компании ООО «АргоРечТур» – арендатору теплохода «Булгария» – 40-летней Светлане Инякиной и старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра 62-летнему Якову Ивашову в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»)», – отмечают следователи. Санкция указанной статьи предусматривает максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы. Оба обвиняемых заключены под стражу.
Что касается работ на месте крушения, в настоящее время следователи продолжают его обследование. «Осмотрены документы и предметы, поднятые и всплывшие с затонувшего суда, в том числе две шлюпки. Начало осмотра самого судна запланировано после его поднятия и постановки в сухой док. Осмотр судна будет осуществляться с привлечением соответствующих специалистов, в том числе и в области речного судоходства».
Подводя начальные итоги расследования, в СК сообщают, что «туристические услуги и услуги по перевозке пассажиров оказывались в отсутствие соответствующих лицензий, а разрешительные документы на судовождение теплохода «Булгария» должностными лицами выдавались на основании заведомо подложных документов».
В рамках уголовного дела также будет дана правовая оценка действиям (бездействию) должностных лиц контрольных и надзорных органов. При наличии в действиях должностных лиц состава преступления они будут привлечены к уголовной ответственности.
За несколько часов до появления сообщения СК спасателям наконец удалось полностью оторвать затонувшее судно ото дня, «Булгария» вышла из грунта, а именно погружение в илистое дно не позволяло поднять ее на поверхность раньше.
По плану работ, «Булгарию» должны поднять до уровня, когда над водой появится верхняя палуба. После этого водолазы окончательно загерметизируют судно, начнется откачивание воды из его корпуса. Затем теплоход отбуксируют в плавучий док, где технические специалисты проведут исследование для выявления причин катастрофы.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, круизный двухпалубный теплоход «Булгария», построенный в 1955 году, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань.