Первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности, бывший вице-президент и нынешний член Исполкома РФС Валерий Драганов предлагает пускать отныне на стадионы только проверенных, адекватных болельщиков. Уже во вторник он намерен собрать экспертный совет, чтобы решить, как наказывать агрессивных болельщиков.
#{image=529232}Поводом для такого призыва стал произошедший накануне вечером инцидент с футболистом «Анжи» Роберто Карлосом. В бразильского спортсмена во время матча в Самаре с трибуны швырнули банан. После такой расистской выходки, которая была уже не первой, знаменитый футболист счел себя оскорбленным, ушел с поля, не дожидаясь финального свистка, и сел на скамейку запасных.
По мнению депутата, ряд поправок также следовало бы внести и в законодательство, в частности в Уголовный кодекс. В интервью газете ВЗГЛЯД Валерий Драганов («Единая Россия») выразил опасение, что если экстремистски настроенные болельщики будут и дальше бесчинствовать на отечественных трибунах, под угрозой срыва могут оказаться крупнейшие международные соревнования в России, в том числе и чемпионат мира по футболу 2018 года.
ВЗГЛЯД: Валерий Гаврилович, вы объявили о том, что собираетесь подготовить пакет поправок в законодательство, ужесточающих ответственность болельщиков за выходки на трибунах, подобные той, что случилась в Самаре. Как будут выглядеть ваши поправки? В какие законы они могут быть внесены?
Но главная наша цель – не свести все к репрессиям, а выработать понятные правила для нормальных людей. Очередной глупый по форме и гнуснейший по содержанию поступок мерзавца с трибуны, бросившего банан в сторону великого игрока, пожалуй, не оставляет сомнений, что проблема не в необузданности футбольных фанатов.
Пора уже признать, что подобные выходки являются продолжением атмосферы, царящей за пределами стадиона, и имеют тот же замысел и ту же цель, которую преследуют националисты, нападающие на улицах наших городов на людей с другим цветом кожи, проживающих, обучающихся или работающих в нашей стране.
ВЗГЛЯД: Но ведь в Уголовном кодексе уже есть понятия «экстремизм, оскорбление и разжигание национальной розни». Что здесь можно еще добавить? Четко прописать, какие жесты должны быть под запретом?
В.Д.: Банан приобрел метафорическое значение. Любой предмет на футбольном поле является уже помехой для проведения футбольного матча как минимум. Не говоря уж о том, что этот предмет может еще на что-то намекать.
Речь идет ведь не только об эпизоде в Самаре. В среду в Казани был осквернен группой нижегородских болельщиков гимн Татарстана. Гимн России был выслушан в подобающей моменту тишине, а вот гимн Татарстана был освистан и осыпан сквернословиями.
В том же ряду идет и вандализм – выламывание скамеек, порча трети имущества на стадионе в Нижнем Новгороде на матче «Зенита» и «Волги». Когда вырывают, сжигают, бросают друг в друга скамейками, речь идет уже о защите нормальных людей. Тех, кто это делает, уже нельзя назвать простыми болельщиками. Так могут вести себя только уродливые представители молодежи, которые только и думают о том, где себя проявить.
Сегодня непонятно, как правоохранительные органы должны квалифицировать те или иные выходки болельщиков и как за это наказывать, мы собираемся разработать проект поправок. Тем более что эта проблема уже не только футбольная, но и общественная. Такого рода проявления на стадионе ничем не отличаются от аналогичных акций скинхедов или других моральных уродов, для которых не играют роль ни национальность, ни вероисповедание их жертвы. Уже очевидно, что эта тенденция будет усиливаться.
Если мы сейчас не предпримем конкретные шаги, мы уже не сможем проводить в нашей стране крупные международные и даже общероссийские мероприятия. Болельщики не должны повлиять на реализацию этих проектов, что, к сожалению, может произойти.ВЗГЛЯД: Авиакомпании уже много лет ведут так называемые «черные списки» пассажиров, хоть раз хулиганивших на борту самолета. Во многих западных странах, например в Англии, ведутся такие же «черные базы» и в отношении болельщиков-хулиганов. Стоит ли перенимать этот опыт и российским стадионам?
В.Д.: Такие «черные списки» уже есть в распоряжении МВД, но нам остается лишь догадываться, почему сотрудники полиции действуют вяло и не наступательно в отношении тех, кто ведет себя агрессивно на стадионе. Это ненормально, что прошли сутки, а фамилия того, кто бросил бананом в сторону Роберто Карлоса, до сих пор не названа, хотя за всеми зрителями следят камеры слежения. Также остается непонятной и история с электрошоком, примененным ОМОНом в отношении Данко Лазовича.
Поэтому я всерьез думаю над тем, а не ввести ли в России «карточку болельщика». Ведь существуют же во всем мире клубы, куда можно попасть только по чьей-то рекомендации. Почему бы на это не пойти и нам? Я уже веду консультации с коллегами из Великобритании, Франции, Бразилии и Германии, и мы намерены предложить целую программу работы с болельщиками в преддверии чемпионата мира по футболу в России 2018 года.
Мы хотим на законодательном уровне помочь Министерству спорта и Российскому футбольному союзу, потому что понимаем, что такого рода случаи уже не только их проблема.