Правительство Японии во вторник утвердило смягчение закона об экспорте оружия, запрещавшего сотрудничать в разработке нового вооружения со всеми странами мира, кроме США. Благодаря поправке Япония сможет принимать участие в международных проектах по разработке и производству оружия с участием не только США, но и стран НАТО, а также Австралии и Южной Кореи.
Один из таких факторов связан с ПРО, другой – с прогрессом в вопросах сокращения обычных вооружений
Токио анонсировал поправку еще в минувшую среду, о чем писала газета ВЗГЛЯД. Министр обороны Ясуо Итикава указывал, что «некоторые исключения» по данному вопросу делались и ранее, однако теперь японское правительство приняло решение пересмотреть запрет, «опираясь на современные реалии».
Смягчение эмбарго позволит Японии увеличить свой вклад в укрепление международной безопасности, вторил ему секретарь кабинета министров Осаму Фудзимура.
«Решение правительства позволит Японии активнее сотрудничать с другими странами в борьбе с международным терроризмом, пиратством и в преодолении последствий стихийных бедствий», – отметил Фудзимура.
«Новые стандарты экспорта вызваны изменениями в международном балансе средств обороны и позволят Японии поставлять военное оборудование для гуманитарных миссий», – добавил Фудзимура, передает Guardian. В то же время, подчеркнул Фудзимура, Япония сохранит пристальный контроль за экспортом своих вооружений, с тем чтобы избежать раздувания международных конфликтов.
Смягчение эмбарго позволит в том числе открыть дорогу поставкам в Европу элементов системы ПРО, совместно разрабатываемых при участии Токио. Япония совместно с США принимает участие в разработке одного из блоков модифицированной корабельной ракеты-перехватчика SM3, которая, согласно планам Вашингтона, должна стать одним из ключевых элементов европейской ПРО. Из-за действовавшего запрета поставки ракеты в Европу находились под вопросом.
Помимо экспорта в Европу корабельной ракеты SM3, снятие эмбарго, как отмечает Guardian, позволит Японии, находящейся на шестом месте в мире по затратам на оборону, увеличить военный бюджет – в ответ на бурный рост ВПК Китая. Так, в 2011 году Пекин увеличил военные расходы на 12,7%, включая, к примеру, затраты на новый истребитель-невидимку J-20.
Напомним, в 1967 году Япония запретила поставки вооружения в страны соцлагеря, а также в государства, находящиеся под санкциями ООН и принимающие участие в вооруженных конфликтах. Впоследствии эти ограничения были расширены до полного запрета на экспорт оружия во все страны, за исключением США.
Ранее Вашингтон неоднократно призывал Токио смягчить эмбарго, в частности в связи с перспективами использования в европейской ПРО ракеты SM3. Как полагают военные эксперты, разрабатываемый при участии Японии блок ракеты позволит заметно повысить ее эффективность, передает ИТАР-ТАСС.
«Неуникальная увязка»
В тот же день Вашингтон призвал Москву решить проблему гарантий ненаправленности ПРО благодаря «прагматическому подходу». Помощница госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями, проверки и соблюдения соглашений Роуз Геттемюллер дала понять, что вопрос о ПРО можно «обменять» на другие уступки, например в сфере сокращения тактического ядерного оружия России.
Выступая во вторник в «Российской газете», Геттемюллер заявила, что Москве сесть за стол переговоров будет полезнее, чем требовать от Вашингтона юридические гарантии ненаправленности ЕвроПРО. Сотрудничество необходимо и возможно, заявила она.
#{smallinfographicleft=269513}«На самом деле важная вещь в этом отношении – начать сотрудничество. Это прагматический подход, и он касается совместной работы по этой программе, которая даст возможность понять, каковы преимущества для России, какова наша общая выгода от такого сотрудничества, и российские вопросы по технической линии будут сняты», – подчеркнула Геттемюллер.
По словам помощницы госсекретаря, США заявили предельно ясно, что не считают юридические письменные гарантии необходимыми. «Я понимаю, что в России имеются озабоченности в отношении программы европейского фазированного адаптированного подхода по созданию ПРО и, в частности, его четвертой стадии. С сомнениями, касающимися технических вопросов, нужно разбираться за столом переговоров, а через сотрудничество и транспарентность можно снять все вопросы, имеющиеся у России», – добавила она.
Помощница отметила, что РФ и США до сих пор располагают более чем 90% атомного оружия в мире, поэтому двум странам еще нужно работать над дальнейшим снижением ядерных арсеналов друг друга. «По-моему, когда мы говорим о переговорах о снижении уровня вооружений, это сегодня в первую очередь касается США и России», – констатировала она.
Прогресс же в обсуждении вопросов контроля над оружием в Европе, полагает Геттемюллер, возможен, если не «сваливать все в одну корзину».
Издание напоминает, что Вашингтон заинтересован в обсуждении условий сокращения российского тактического ядерного оружия, а Москва связывает возможные перспективы таких договоренностей с прогрессом в вопросах ПРО, где наметился тупик.
«Российская Федерация хотела бы, чтобы целый ряд факторов был принят во внимание и учтен, перед тем как начинать новый раунд переговоров по разоружению. Один из таких факторов связан с ПРО, другой – с прогрессом в вопросах сокращения обычных вооружений», – пояснила собеседница издания. Помимо этого, она убеждена, что есть и другие условия, касающиеся присутствия ядерного оружия НАТО на территории Европы, и увязка российской стороной прогресса в вопросах разоружения с ПРО не является уникальной.
Геттемюллер призналась, что ее порадовали «неформальные, но очень интересные дискуссии» с российскими коллегами по темам безопасности, включая проблему обычных вооружений. «Мне кажется, надо работать по разным направлениям, включая ПРО, конвенциональные (традиционные) силы, тактическое ядерное оружие, и добиваться прогресса по каждому из них», – сказала представительница Госдепа.