Во вторник в прямом эфире, организованном оппозиционным журналом «Большой город», организационный комитет «митинга 24 декабря» попытался выработать единую позицию о формате, лозунгах и месте проведения акции, которая должна стать логичным продолжением многотысячного выступления москвичей на Болотной площади.
У меня ощущение, что настроения Болотной – это настроение Москвы, давайте начнем с Москвы
Открывший заседание Сергей Пархоменко*, главный редактор журнала «Вокруг света», первым же делом не пустил за стол переговоров одного из организаторов митинга на Болотной площади Анастасию Удальцову, предложив ей сесть на полу вместе с журналистами. Позже выяснилось, что «на пол» были отправлены не только Удальцова и журналисты, но и все остальные граждане, которые пытались принять участие в работе оргкомитета: все тот же Сергей Пархоменко с раздражением объявил намеревающимся выступить представителям группы «Белая лента» в Фейсбуке, что с ними «свяжутся». Выступить «Белой ленте» так и не дали.
«Сообщество рассерженных горожан», которое, собственно, и стало виновником массовости и резонанса митинга на Болотной площади, представляли писатель Борис Акунин и телеведущий Леонид Парфенов, главные герои субботней акции.
Борис Акунин, логика выступления которого состояла в предложении не превращать противостояние с властью в хроническую войну а-ля «Стратегия-31», отметил, что «люди на Болотной были не политизированным собранием, они пришли защищать чувство собственного достоинства». «Не надо пропагандировать свои партии. Давайте у нас партийности не будет – она людей разделяет», – попросил Акунин.
Леонид Парфенов в свою очередь предложил сменить характер «с полулюбительского на профессиональный», для чего, по его мнению, «необходимо создать «Ассоциацию избирателей Москвы», которая могла бы вести диалог с теми партиями, которым они отдали свои голоса».
#{image=583427}Это предложение поддержал весь оргкомитет, однако на втором ходу Парфенов и сам Акунин отказались от участия в следующем заседании оргкомитета. «Что мы предлагаем, мы сказали, работать над этим чисто организационно мы не сможем», – объяснил свое решение Парфенов, предложивший устроить ротацию: как выразился телеведущий, на «их (с Акуниным – прим. ВЗГЛЯД) стулья должен сесть кто-то другой», а реализацией предложений лучше заняться профессионалам.
Как и следовало ожидать, несистемные либералы с идеей широкого представительства не согласились. «Если вы хотите убить организацию, то устройте ротацию», – обиженно отметил Борис Немцов. Судя по всему, «профессиональные несогласные», которые до сих пор находятся в эйфории от того, сколько участников собрал митинг на Болотной площади, прочно заняли руководящие позиции в оргкомитете «митинга 24 декабря». Прозвучавшие на заседании опасения Парфенова о том, что даже сохранить количество участников митинга на Болотной площади будет непросто, оптимизма не убавили. И на вопрос журналиста, что делать, если власть не станет отменять итоги выборов в Госдуму, Пархоменко пообещал собрать на очередной митинг полмиллиона участников.
Между тем за несколько часов до начала собрания одна из самых заметных представителей «рассерженных горожан» светский обозреватель Божена Рынска в своем блоге обвинила Сергея Пархоменко и представителей несистемной оппозиции в недоговороспособности.
«И такой же upper средний класс возмущается по ресторанам, по клубам, им все это не нравится, но Немцов-Рыжков-Пархоменко – не их формат. А уж нафталиновые демократы и подавно. Им западло выходить под знамена лузеров. Такая у них психология. И переломить это могут Ксения Собчак, Светлана Бондарчук, Полина Дерипаска и ваша покорная слуга», – написала Рынска, на собрание оргкомитета не приглашенная.
С этой точкой зрения согласилась и телеведущая Ксения Собчак: отметив, что от Божены «нужно держаться подальше», Собчак, тем не менее, признала, что Рынска «правильные вещи говорит».
Добавим, что блогеры, которые и составили митинг на Болотной, первое заседание оргкомитета оценили скептически.
«Идейный штурм? С неработающей трансляцией, с политическими лозунгами вместо реальной дискуссии планов, с каким-то картавящим типом, отрезавшим все попытки с комитетом поговорить – даже «представителям партии фбука», которые, по идее, всех этих людей и вытащили из политического болота?? Нужно срочно пригласить к себе новую кровь и сделать медиалицом. Иначе, боюсь, прав окажется Парфенов (наиболее адекватно и открыто разговаривающий среди всех). Я очень активно поддерживаю объявленные цели оппозиции, но так организовывать политическое движение – это просто упускать возможности всех этих людей, мерзнувших на площади в субботу и сейчас сидящих возле компов, пожирая информацию», – высказался в официальной группе «митинга 24 декабря» в Фейсбуке пользователь Gleb Gudkov.
«Партия Фейсбука» пока еще довольно осторожно выражает сомнение в адекватности «старых лидеров», известных в основном по малочисленным акциям «Стратегии-31».
«Получается, митингом рулят старые политики?! Ну, были два новых лица на этом поприще – Парфенов и Акунин. В итоге они слились, и Боря (вероятно, имеется в виду Борис Немцов – прим. ВЗГЛЯД) удобно расположился в кресле! Я совершенно не против Немцова, я не против остальных, я только ЗА. Но я категорически против, чтобы они рулили!!! Почему они отказали Божене? Я не особо лестного мнения об этой женщине, но кто решил, что ее не должно быть?! Вообще-то это победа тех, кто в Сети, а ее-то и нет совершенно! Она не представлена никак!» – эмоционально откликнулся на прошедшее собрание блогер vmal_01.
«Посмотрев, кстати, сегодняшнее заседание на БГ, прогнозирую 5 тысяч максимум 24 декабря и дальнейший спад движухи», – написал публицист и один из участников митинга на Болотной площади Егор Просвирнин.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом