Президент России Дмитрий Медведев одобрил обновленный список «первой сотни» резерва управленческих кадров «Сотня-2010». Как сообщил в четверг «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Кремля, вместо тех, кто получил новую работу или достиг 50-летнего возраста, вошли 38 управленцев. Они попали в «сотню» путем ротации из состава «президентской тысячи». За этот процесс отвечает президентская комиссия по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. Возглавляет ее начальник администрации президента Сергей Нарышкин.
При включении в список применяется штучный, индивидуальный отбор, поэтому вероятность попадания «случайных» кандидатов крайне мала
Среди требований к кандидатам для «первой сотни» главными считаются возрастной ценз – кандидат не должен быть моложе 25 и старше 50 лет, наличие высшего образования, соответствие с критерием успешности компетенции, а также обладание положительной репутацией.
Впервые о необходимости создать кадровый резерв Дмитрий Медведев заявил в июле 2008 года. Тогда он указал на кадровый голод в высшем руководстве регионов. «Нет скамейки запасных. Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах», – говорил Медведев.
Тогда же он счел необходимым создать президентскую квоту управленческих кадров, пообещав самостоятельно оценивать личные и профессиональные достижения входящих в нее людей. В итоге в конце августа 2008 года Медведев подписал указ о создании кадрового резерва.
Список «первой сотни» резервистов разделен на четыре категории: представители федеральных органов власти (Госдума, правительство, администрация президента), представители региональной власти, управленцы из бизнеса, а также работники науки, образования, общественных организаций.
Среди заметных федеральных чиновников и политиков в списке присутствуют глава международного комитета Госдумы Константин Косачев, замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский, замминистра финансов Александр Новак, руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский. В числе представителей бизнеса и общественных организаций – гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож, главный редактор РИА «Новости» Светлана Миронюк и другие.
Из первой сотни заметно продвинулся старший вице-президент ОАО «РЖД» Федор Андреев, ставший президентом «Алросы», и Андрей Турчак, который из сенаторов стал губернатором Псковской области. Также заметный скачок произошел в карьере статс-секретаря Минрегиона Анастасии Раковой, назначенной замруководителя аппарата правительства.
По словам замдиректора научно-исследовательского института социальных систем Дмитрия Бадовского, проект президента по резервистам оправдывает себя благодаря принципу ежегодного обновления. «Естественно, что не все 38 человек, выбывшие из списка, назначены на новые должности, но большинство все же получили значительные посты. Некоторых исключили по другим критериям, в том числе по возрастному», – сказал Бадовский газете ВЗГЛЯД.
«Вскоре после опубликования предыдущей «сотни» выдвижение участников списка на должность губернаторов было массовым. Среди них Андрей Турчак и Анатолий Бровко, ставшие губернаторами Псковской и Волгоградской областей. Недавно президент выбрал своим советником по социальным вопросам 39-летнего президента «Деловой России», президента инвестиционной группы «Атон» Евгения Юрьева. Гарри Минх стал полномочным представителем президента в Госдуме», – вспоминает Дмитрий Бадовский.
Между тем, как сообщали СМИ, некоторые представители первой «сотни» кадрового резерва начали ходить по работодателям и требовать высоких постов. А другая значительная часть резервистов-тысячников якобы была уволена или оказалась под следствием.
Однако Бадовский подчеркнул, что в «первую сотню» входят те, кого президент знает лично. «При включении в список применяется штучный, индивидуальный отбор, поэтому вероятность попадания «случайных» кандидатов крайне мала. Безусловно, исключения могут быть всегда. В прошлом году, например, ходили слухи, что представители первой «сотни» кадрового резерва требовали от работодателей постов. Далее по списку, начиная с пятой сотни, уже действует квотный принцип, по которому включаются представители от партий, регионов и других структур. «Фильтр» в этом случае уже гораздо менее жесткий», – заключил политолог.