Последние высказывания главы Роскосмоса Анатолия Перминова о катастрофе трех спутников ГЛОНАСС могут стоить ему карьеры.
Реакция руководства Роскосмоса вызывает крайнее недоумение
Во всяком случае, помощник президента Сергей Приходько, отвечая в среду на вопрос журналистов о возможных кадровых перестановках в космическом агентстве, подчеркнул, что из всего произошедшего будут сделаны выводы. «Такая степень «самокритичности» требует серьезных выводов», – заявил он.
Недовольство Кремля вызвало одно из интервью Перминова, в котором он, в частности, заявил, что не видит катастрофы в падении трех российских спутников. «Это никак не катастрофа. Стартовая позиция не разрушена, люди не погибли, возникла техническая неисправность», – заявил он.
«Неисправность», тем не менее, стоила государству почти 90 млн долларов и обернулась срывом окончательного запуска российской глобальной навигационной системы.
Свое недовольство произошедшим высказал президент Дмитрий Медведев, поручивший прокуратуре провести расследование того, куда тратились выделенные из бюджета на создание спутников средства, и наказать виновных в аварии.
Однако беспечная реакция главы Роскосмоса на критику президента вызвала еще большее недоумение в Кремле. «Реакция руководства Роскосмоса на прозвучавшую жесткую критику президента хода реализации программы ГЛОНАСС вызывает крайнее недоумение. К счастью, это действительно не катастрофа, но это совершенно исключительное ЧП, и крайне странно, что руководство Роскосмоса считает отсутствие человеческих жертв и неразрушение стартовой площадки критерием оценки реализации важнейшей госпрограммы», – приводит РИА «Новости» слова Приходько.
По его мнению, главе Роскосмоса в своей работе следовало бы руководствоваться такими критериями, как оценка технологического состояния проекта.
Напомним, ракета-носитель «Протон» была запущена с Байконура в 13.25 по московскому времени воскресенья. Три спутника «Глонасс-М» должны были заработать примерно через полтора месяца, с их вводом в эксплуатацию формирование глобальной навигационной системы было бы завершено.
После запуска генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич отрапортовал об успешном старте. Однако вскоре источник РИА «Новости», принимавший участие в операции, сообщил, что разгонный блок ДМ-3, выводивший спутники на околоземную орбиту, после отделения от ракеты-носителя при включении собственных двигателей отработал импульс больше расчетного, из-за чего спутники были выведены на более высокую нерасчетную орбиту. В итоге все три спутника упали в несудоходном районе Тихого океана, примерно в 1500 километров от Гавайских островов. Позднее источник уточнил, что проблема не связана с работой разгонного блока, а причиной утраты аппаратов стало то, что ракета-носитель уклонилась от курса на 8 градусов.
В качестве наиболее вероятной версии произошедшего рассматривается предположение о том, что в разгонный блок ДМ-03 на космодроме Байконур залили на тонну больше топлива, в результате чего масса головной части ракеты-носителя оказалась выше положенной.