Развитие российско-японских отношений в контексте вопроса принадлежности Курил в ближайшем будущем явно не улучшится. Это дал понять министр иностранных дел Японии Кацуя Окада в интервью газете Nikkei. Министр исключил совместное с Россией ведение дел на «северных территориях». Несколько лет назад в Японии придерживались диаметрально противоположной точки зрения.
По словам Окады, такое сотрудничество «породит трудные юридические вопросы в условиях, когда не решается кардинальная проблема», то есть японские претензии на Южные Курилы.
Уже существует режим безвизового въезда для граждан России, проживающих на островах
В 1998 году страны создали двустороннюю подкомиссию по развитию хозяйства на Южных Курилах. После нескольких заседаний появились проекты разведения морского ежа и моллюсков. Но планы остались на бумаге, и встречи с начала 2000-х годов не проводились.
Слова Окады прозвучали после выступления первого замглавы МИД России Андрея Денисова. Во вторник он заявил ИТАР-ТАСС, что у территориальных вопросов нет арифметического решения, а «нестандартные подходы» России в отношении сотрудничества с Японией на Южных Курилах не следует трактовать как приближение к позиции Токио, который требует вернуть острова.
О «нестандартных решениях» в декабре прошлого года рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров после переговоров с Кацуя Окадой. Раскрывать суть этих подходов министр отказался, но на этой неделе это сделал за него Денисов.
По его словам, речь идет о развитии экономических отношений. «Уже существует режим безвизового въезда для граждан России, проживающих на этих островах, граждан Японии, посещающих эти острова, существуют особые правила рыбного промысла вокруг этих островов. Это и есть нестандартный подход», – заявил чиновник.
Денисов рассказал, что «нестандартные подходы» должны решать «практические задачи». А на вопрос, сколько времени уйдет на поиск решения территориальной проблемы, он заметил, что «этого никто не знает».
«Здесь очень важно, чтобы наличие этой проблемы не мешало развитию отношений, а наоборот, помогало решению проблемы, – добавил дипломат. – Мы сосуществуем с Японией, успешно сотрудничаем и в политической, и особенно в экономической области в течение многих лет. Это говорит о том, что мы можем, набравшись терпения, спокойно, конструктивно искать решение».
Комментируя мнение японских наблюдателей о том, что в вопросе урегулирования территориальной проблемы «мяч находится на российской стороне», Денисов заметил, что «мы играем на одном поле».
«Это скорее круглый стол, на котором довольно трудно провести черту. Здесь, по-моему, речь идет о предмете совместной работы», – указал он.
Тема Курил в российско-японских отношениях присутствует более полувека. Согласно советско-японской декларации 1956 года, которую российское правительство признает, Япония в обмен на заключение мирного договора получит два острова: Хабомаи и Шикотан. Японцы хотят получить контроль над всеми четырьмя островами до подписания документа. В середине декабря Сергей Лавров подтвердил позицию Москвы, назвав другие варианты «неприемлемыми».
Японский премьер Юкио Хатояма заявлял, что в сотрудничестве Москвы и Токио «имеется большой потенциал». «Нам следует прилагать усилия к скорейшему установлению отношений доверия с Россией и действовать, не забывая об урегулировании самой большой существующей между нами нерешенной проблемы», − говорил политик.
Известно, что в декабре Лавров и Окада согласовывали сроки визита Хатоямы в Москву. Хатояма заявлял, что намерен обсуждать вопрос о Курилах лично с президентом России Дмитрием Медведевым.